Как понять слова Бога "вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло". То есть до вкушения запретного плода, он, сотворенный по образу и подобию Бога, бывший "как Бог" и живший совершенной блаженной жизнью в Раю, был все же чего-то важного лишен, что имел Бог-Троица, а после вкушения приобрел? Интересно, что? и за что ему сразу же установился лимит жизни - чтобы не вкусил плода с древа "вечной жизни" и жил вечно. И как понять в этом контексте слова "как один из Нас", как Кто?, имеется в виду конкретная ипостась - Отец - Сын - Дух Святой? Какая и почему? А если нет, тогда почему не сказано "как Я", а именно "как один из Нас"?
Николай
«Было бы слишком грубо и недостойно Бога видеть в этих Его словах лишь одну простую иронию над несчастными падшими прародителями. Посему, более правы те, кто усматривает в них сильную антитезу одному из раннейших стихов данного повествования, где говорилось о льстивом обещании искусителя дать людям равенство с Богом… Бог всяческих изрек сие в укоризну, показывая лживость дьявольского обещания». («Толковая Библия». А.П. Лопухин).
Пока человек был с Богом, он был, как и Бог, вечен. Когда он удалился от Бога, он удалился от вечности. Грех человека породил смерть. Теперь о том, почему «как один из Нас», а не «как Я». Перед сотворением человека тоже употребляется форма множественного числа: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Очевидно, Бог с Кем-то держит совет. С Кем? Кого пророк Исайя называет «Великим Советником»? На этот вопрос отвечает евангелист Иоанн, когда говорит о Слове (как ипостаси), Которое всегда было с Богом. По согласному мнению всех святых отцов, рассматриваемый здесь божественный совет проходил и с участием Святого Духа, то есть, между всеми лицами Святой Троицы. А как Кто конкретно из лиц Святой Троицы мог бы стать Адам - на этот вопрос, возможно, дает ответ воплощение, Рождество Христа, которого именуют «вторым Адамом».
Кого было опасаться Каину, кто мог его убить и кому могло "отмститься всемеро", когда на земле после убийства им Авеля больше никого из людей ( кроме Адама и Евы, его родителей ) не было. Его сын - Енох появился позже ( а потомство Еноха, соответственно, еще позже) и второй сын Адама и Евы - Сиф тоже появился уже позже. Имеются в виду дикие звери? Опять же, откуда появилась жена у Каина, от которой родился Енох, когда на тот момент других людей кроме него и его родителей, повторюсь, согласно Библии, не было. Вообще, откуда появляются все эти жены, например, Ада и Цилла? И что такое "печать Каина"?
Николай
И дикие звери, и Ангелы, между прочим, да и люди… Понятие «позже» с учетом временных границ жизни первых людей (жили по 800, по 900 лет) весьма условно. Вообще-то состояние Каина - это состояние преступника, который везде видит одно зло, ему угрожающее. Слова Бога свидетельствуют о безграничном милосердии Создателя даже к Каину. Усиленная степень защиты Каина от всяческих (видимых только Каином) посягательств на него («отомстится всемеро») и печать, наложенная на его чело - это первая в мире защита первого в мире преступника-убийцы. Для чего? Очевидно, для его покаяния: «Не хочу смерти грешника». Но вот что любопытно: то, что было дано для защиты, «печать Каина», стало со временем синонимом того, что в наше время обозначается словом «отморозок». Каин не раскаялся, а ожесточился… Но это уже другая тема… А что касается до женщин, неизвестно откуда появившихся, то снова предлагаю обратиться к весьма длительному периоду жизни первых людей. Вообще природа Адама и Евы была отличной от нашей природы. И законы природы могли быть иными. Например, у первых людей допустимы были браки между близкими родственниками. Это, как и длительный срок жизни, было нужно для выполнения Заповеди, данной Богом человеку: «Плодитесь и размножайтесь». Любопытно, что даже дочери Лота, согрешившие с отцом, в падении своем руководствовались соображениями выполнения именно этой заповеди…
Зачем мы вспоминаем допотопные времена и разные роды, подробные родословные людей до Потопа составлены, если они все пресеклись и мы сейчас, по большому счету ведем свое происхождение от Ноя и его семейства, а все осальные роды, да и вообще вся жизнь на земле пресеклась? В Библии так и говорится - "сии трое были сыновья Ноевы и от них населилась вся земля". А Ною, что важно, даны уже несколько другие заповеди и наставления. Это - новые заповеди, несколько другие - Второй завет, основной для всего человечества со времен после Потопа, мы же часто вспоминаем Первый, еще времен Адама и Евы и потому путаемся. Например, это касается новых отношений людей и зверей, вегетарианской и мясной пищи ( смотрите главу 9 Бытия ).
Николай
Перечисления всех допотопных родов дается в Библии по нескольким причинам. Во-первых, чтобы мы не спрашивали: «Откуда взялись эти Ада и Цила…»? Во-вторых, чтобы мы знали родословную Христа, нового Адама. В-третьих, чтобы мы, потомки ветхого Адама, знали своих дальних родственников… Наконец, и для того, чтобы мы знали, что Господь помнит даже тех, кто погиб в Потопе. У Бога нет мертвых. У Бога нет чужих. И Он один, Кто помнит и любит ВСЕХ людей. И Вы правильно понимаете, что после Потопа многое что изменилось в природе, обычаях, законах и диете людей. Действительно, после Потопа человеку было разрешено есть мясо. Тогда как изначально он сотворен был травоядным.
Отец Андрей, благословите! Мне подарили книгу "Апостольские Правила. Правила Вселенских Соборов и Святых Отцов". Начал читать. Очень интересная, а главное - поучительная книга. Я правильно понимаю, что если Правило не было отменено или изменено позже, то является непреложным для исполнения и сейчас, а в первую очередь это касается Правил Святых Апостолов? Если да, то тогда очень печальная картина получается. Выходит, что почти все мы миряне, включая и меня, - должны быть отлучены или строго наказаны епитимьей, значительно более суровой, чем дают сейчас, а многие батюшки, да и Церковное Начальство - низвержены. Эти правила очень суровые, но они конкретные и точные. И мы подо что-нибудь обязательно да попадаем. Выходит, что современная Церковь совсем не соответствует тому нравственному и духовному уровню, что был раньше? Спасибо большое!
Александр Васильев
А если Вы возьмете себе за правило читать жития святых, особенно древних времен, то вообще загрустите: какие христиане были тогда, и какие сейчас! Но чтобы не впасть в уныние, прочитайте притчу "О виноградарях, призванных на работу в разное время дня" (Мф. 20, 1-16). Помните, одни проработали целый день, другие меньше, а третьи только приступили к работе, как работа окончилась. Но все получили одинаковую плату, от последних до первых. Так вот, мы с Вами "наемники последнего часа", которые трудятся за одинаковую мзду (за Царство Небесное) с теми, с кем мы ни в какое сравнение, конечно, идти не можем. Жизнь вносит, конечно, определенные корректировки и в "Апостольские правила". Апостолы, с одной стороны, ничего не писали почему-то про интернет и компьютерные игры, про трансвиститов и наркоманов, зато за умышленное убийство младенца во чреве женщина отлучалась от Церковного общения на 20 лет. Понятно, что сейчас это правило не работает. Один Христос только не меняется. И любовь Его, которая корректирует правила Святых Апостолов ко времени "наемников последнего часа". Впрочем, к счастью, очень многие положения "Правил" остаются незыблемы.
Отец Андрей, обнаружил в одной православной книге интересную, но по-моему спорную мысль со ссылкой на "Святых Отцов" ( а вот каких - как раз и не указано). Идея в том, что человеку не надо браться сразу же за все свои грехи, а стоит выделить главный и начинать бороться с ним в первую очередь. Это не совсем понятно. Допустим, человек блудит, пьет, курит и сквернословит. Получается, ему сначала надо бросить бегать по бабам, и только потом пить, следом курить и т.д. А если он, вдруг, завтра умрет? И все оставшиеся грехи так и будут на нем? На исповедь-то приносим по возможности весь список, как говорится. Мне вот всегда казалось, что надо браться за все разом! Исповедаться, и с Божьей помощью за дело! Интересно, и где это сказано у Отцов? Может быть вы тоже встречали такое мнение? Спасибо большое!
Николай
Простите, но никто и никогда из священников или монашествующих, а тем более "святых отцов", не скажет Вам: "Сначала брось ходить по бабам, а потом бросишь пить", потому что все они прекрасно знают наставление апостола Павла: "Не упивайтесь вином, потому что в нем есть блуд". Ведь настоящий врач не станет выписывать Вам лекарство от сыпи на теле, пока не разберется в причинах ее появления. Многие грехи взаимодействуют друг с другом, одни грехи являются следствием других. И бороться с ними тоже нужно комплексно. (Прекрасно об этом пишет преп. Иоанн Лествичник). Другое дело, если приходит в храм женщина с десятью абортами, предположим, и начинает сокрушаться в том, что ходила котят топить. Ты сначала за своих "котят" ответ дай, а уж потом за Муркиных. Словом, есть уровни, степени грехов, и пока ты не прошел по всему уровню, на котором находишься, на следующий не переходи. Сначала камни отвали, а потом уже веник бери. И не умрет человек, если начал по-настоящему каяться, потому что сказал Господь: "не хочу смерти грешника". А на исповедь приходить нужно с тем, что больней всего, что душу терзает, а не с "коллекцией бабочек".
Батюшка, благословите! Тут недавно на "Радио Радонеж" один известный московский священник ( не буду называть его ) сказал на всю страну, что если мы имеем долги, которые висят на нас, которые мы еще не отдали, то не имеем права в "Отче Наш" говорить: " И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим" до тех пор, пока не отдадим. То есть какая-то странная молитва у нас получится. А это очень известный батюшка, авторитетный и многие могут, сославшись на его авторитет, поступать так, то есть юродствовать в какой-то мере. По-моему так и на Афоне молятся, в случае, если у кого-то есть долги... Но что это получается, и в храме на службе будем опускать..., а если, простите, у самого батюшки долги есть, и это же уже и не Молитва Господня получится, а и страшно подумать что! Спаси Бог, с праздником!
Евгений
Этот известный батюшка ничего нового не сказал, а только повторил то, что хорошо всем православным людям знакомо, о чем неоднократно говорил и Сам Господь: если ты имеешь что-то на кого-то и пришел в Дом Божий помолиться, то сначала пойди примирись (отдай долг) с тем своим ближним, а потом уже иди в храм. И любой священник смертельно согрешит, если дерзнет приступить к совершению Божественной Литургии, не примирившись с ближними, с камнем на сердце своем. Вот о каких долгах идет речь. Ведь мы, когда просим у Господа в молитве "Отче наш", чтобы Он "оставил нам долги наши", мы же не просим Его, чтобы Он простил нам тот "стольник до получки", который мы у соседа три года назад занимали?! Материальные долги, конечно, тоже отдавать нужно, но не всегда это бывает возможно сразу. А вот выкинуть "камень из-за пазухи по дороге в Дом Божий может и должен сделать каждый. И судить нас Господь будет по этому же закону: мы не отдаем долгов - нам наших не простят!
Отец Андрей! Здравствуйте! Видимо мой вопрос не будет оригинальным, но хочется понять. Вот на иконах изображают Бога-Отца. Но ведь его невозможно видеть ни людям, ни даже ангелам! Я понимаю, что есть иконы Иисуса Христа - Бога-Сына, но Он был во плоти, Его можно было видеть, и потом Его видели в Духе, есть иконы Богоматери - это тоже понятно, она была человеком и после смерти тоже являлась в Духе. Есть иконы архангелов-ангелов и прочих небесных сил - они тоже являлись подвижникам. Но Бога-Отца ведь никто никогда не видел и увидеть не может! А Его изображают в виде такого седовласого старика. А почему? Он ведь не может постареть, поседеть, умереть. Он вне времени, пространства, Он над всем тварным миром. Такие атрибуты старости, как седые волосы не могут принадлежать Ему, Он же не подвержен привычным нам законам, а седина - признак старости и тлена? И потом, Его же никто и никогда НЕ ВИДЕЛ. Спасибо!
Олег
"Бога человеком невозможно видети. На него же не смеют Чини Ангельскии взирати" (ирмос 9-й песни канона). Изображение на иконах Бога-Отца запрещено "Стоглавым" собором 1551 г. Вы скажете: тем не менее изображают. Да, согласен. Но это изображение очень условно. Его можно принимать в контексте тех фрагментов Священного Писания, где говорится о каких-то "человеческих" проявлениях Бога. Однако повторю, что эти изображения неканоничны.
Батюшка, благословите! Подала вам только что записку на полугодовое поминание, а забыла спросить, - это "заказное" или "простое поминание" будет? И еще вопрос, - когда заказываешь Сорокоуст, опять же вынимается Частица или просто поминается имя? Спаси Вас Бог!
Ольга
В нашем храме по всем Сорокоустам на службах вынимается частичка за каждое имя. Тоже самое - за "заказную" записку. "Простое" поминовение вычитывается на службе алтарниками.
Батюшка, благословите!
Мы в молитвах просим подать нам "любовь нелицемерную", а как это понимать? О любви христианской говорил Сам Христос, апостолы и святые люди, а вот что такое "лицемерная любовь" - такого же просто не бывает. Спаси Господи!
Елена
Читайте 13 главу "1-го послания к Коринфянам" Апостола Павла. Она вся - гимн нелицемерной любви. Настоящая любовь - это любовь жертвенная, та, которой возлюбил нас Господь. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих." (Ин. 15, 13) Все же остальное, что в этом мире грешном и прелюбодейном именуется любовью, но не имеет жертвенности, а идет от эгоизма и похоти, что имеет только вид любви, а духа ее не имеет - и есть лицемерная любовь.
Батюшка, благословите!
Сейчас читаю книгу Екклесиаста и она представляется мне весьма пессимистичной. Конечно, понятно, что нужно как можно больше внимания уделять духовному (об этом и у Ефрема Сирина в "Комментариях" и у Григория Нисского в "Беседах"), чем материальному и суетному, "суета" там рефреном через весь текст идет, но есть и моменты не совсем мне понятные, например, "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас". А как же тогда в этом контексте понять Непорочное Зачатие Марии от Духа Святого, Рождество Христово, Его жизнь и проповедь, Его Распятие и Воскресение. Этого же не было в ветхом мире - это как раз-таки и было совершенно Новым, Небывалым, причем с большой буквы. Спаси Бог!
Михаил
А и не нужно в контексте мира материального понимать то, что есть принадлежность Неба. Иерей Даниил Сысоев отмечает, что три книги царя Соломона являют собой три уровня духовного восхождения. "Книга Притчей"- это как бы азы духовной жизни. "Екклесиаст" учит человека быть независимым от земного. Наконец, "Песнь Песней" являет собой гимн любви, вершину духовного восхождения. Стало быть, книгой "Проповедника" Соломон, изображая безрадостное земное бытие, невольно обращает наши взоры от земли к Небу. А вот Небо, Любовь, Невеста и Жених - это уже сюжет третьей книги. И там все есть, если правильно понимать, конечно. А с материей все ясно. И картина куда печальней, чем у Соломона. Он говорит, что все было под солнцем, а мы знаем, что и самого солнца не будет.
Отец Андрей! Почему у православных людей самый строгий пост и воздержание как раз в то время назначены, когда вся природа оживает? Солнце светит, хочется ЛЮБВИ!!!! Все же вокруг любят друг-дружку. И голуби, и кошки и собаки, просто люди, как вы говорите - мирские люди - тоже! А так называемые православные вот именно в этот момент каяться и строго воздерживаться от всего - ходят злятся и огрызаются друг на друга и на посторонних - не подходи - убью - У меня ПОСТ ВЕЛИКИЙ! На лбу это писано, а это как-то противоестественно, не правильно! Это мы, люди, придумали себе - тут грех, и покаяние, пост, это нельзя, то нельзя. А есть ЛЮБОВЬ, простая человеческая! И именно это и так сотворил БОГ! И хочет от нас этого - чтобы все любили друг-друга, радовались жизни. Давайте просто смотреть по сторонам - все говорит нам о том, как надо жить. Не надо придумывать какие-то сложные конструкции, мир устроен проще. А то, что всем правит Любовь - это верно. Любите друг друга и Бог вас наконец-то полюбит! Спасибо всем и всем мира и счастья, любви!
Вероника
Вот опять поговорим о любви. Начнем с того, почему у нас, так называемых православных, Великий пост весной? Правильно, потому что он предшествует Пасхе, которая, хоть и имеет некоторый диапазон перемещения, все-таки весенний праздник. А что празднуют на Пасху? Правильно, Воскресение Христа из мертвых. Наверное Вы, Вероника, слышали о том, что Иисус Христос ради нас с Вами был распят на кресте? И Он Сам сказал нам, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих." (Ин. 15, 13) Сам Господь Своей жизнью и смертью на кресте явил нам пример высшей, жертвенной любви. И наш Пост - это только желание побыть со Христом, хоть в малой степени разделить Его крестоношение, страдания. Вы, вероятно, молоды. Мне прекрасно понятны Ваши чувства. Но вот Вам пример. К Вам в гости пришли друзья с явным намерением повеселиться. И Вы не против. Да и природа располагает. Но у Вас дома именно сейчас вдруг разболелся кто-то из самых дорогих людей, пусть хоть мама... И оставить ее не с кем. Тут нужно или оставить Вашу больную родственницу на произвол судьбы и идти себе веселиться с друзьями на природу, или, извинившись перед друзьями и пригласив их на другой день, уделить время больному человеку, позаботиться о нем. Что Вы сделаете? Лично я бы в своей далекой молодости изошелся бы на ворчания, но остался бы. Думаю, и Вы тоже. Я открою Вам маленький секрет: только тот, кто умеет жертвовать собой, отдавать, только тот получает. А тот, кто хочет у жизни забрать все, очень скоро сам остается ни с чем. Так уж устроено. Вам не повезло. Вы, вероятно, не имеете рядом с собой ни одного настоящего верующего человека, если у Вас сложилось такое представление о Посте и о постящихся. А между тем, Пост - это весна души. Это несказанная радость, которая соединяет тебя и с поющими птицами, и с оживающей в преображающих мир лучах солнца природой. Это время, в которое, как прекрасно сказал Иоанн Златоуст, "жизнь жительствует". Чувства постящегося человека становятся утонченней, чутче, он ближе становится к природе. Оградив себя от грубых страстей, человек вдруг понимает, что он не только плоть, но и дух. Выключив назойливый телевизор и впервые в тишине своей комнаты обратившись к Богу, человек вдруг осознает, что он только что приоткрыл дверь, за которой вселенная... Нет, правда, это самое лучшее, самое счастливое время жизни! Только по дороге к Богу можно узнать в себе настоящего человека с настоящими чувствами.
Добрый день, батюшка!
Можно ли, если хочешь помочь кому-то, передавать продукты, вещи и деньги через других людей? Получается, что об этой благотворительности узнают посторонние и как бы нарушается заповедь "чтобы левая рука не знала, что делает правая"? Спасибо большое!
Наталия
Можно передать, но тут же об этом забыть. Именно это и есть: "чтобы левая рука не знала, что делает правая".
Здравствуйте, отец Андрей! Скажите, пожалуйста, как правильно просить у Бога счастья в личной жизни? Что-то ведь не так делается.....Никак не складывается женская судьба...... Очень мне тяжело. Заранее благодарю Вас за ответ.
С уважением, Светлана
Прежде Вашего прошения Господь знает, чего Вы хотите. Но Вы молитесь. Только молитесь такими словами: "Да будет воля Твоя". Ведь секрет Вашего счастья не в том, какими словами Вы будете молиться, а в том, какова будет душа Ваша. Вот пчела летит на благоухание цветка, а Господь обращается к сердцу смиренному и сокрушенному. "Сердце сокрушенно и смиренно Господь не уничижит..." Молитесь. И веруйте.
Батюшка, благословите! Как понять фразу "страха ради июдейского"? Что такое "июдейский страх"? Какой-то его особый вид или что? Спаси Господь!
Виктор В.
Это не страха, а народа особый вид. Кажется, Цицерону принадлежит: "Когда я говорю о евреях, я понижаю голос..."
Отец Андрей! С постом Вас приятным!
Объясните, когда в календаре указывается разрешение, например, на рыбу, что это значит? Что мы обязательно должны вкушать в этот день рыбные блюда ( потому что скорее всего очень многие, почти все в Церкви будут соборно есть рыбу в этот день) или все же, можем, если хотим и воздержаться? Спаси Господи!
Ирина
Когда в календаре указывается разрешение на рыбу, это значит, что Вы можете на трапезе есть рыбу. Можете не есть. Кажется, в рассказе А.П. Чехова "Убийство" главный герой, который с яростью благородной убил своего ближнего за то, что тот в Великий пост попросил бутылку растительного масла, этот "православный христианин", будучи великим постником, в определенные дни пил, морщась, вино, потому что оно было разрешено в эти дни Уставом. Одним словом, то, что разрешено, вовсе не обязательно. И вообще Пост - дело сугубо личное и добровольное.
Отец Андрей, считается ли суетой тушение и зажигание не своих, а купленных ранее, но не зажженных свечей во время службы в храме? Это могут делать все в храме или только отдельные люди, служащие? Многие свечи просто лежат - им не хватает на подсвечнике места и их не зажигает сам человек, который купил - это нормально или надо зажигать всегда самому и молиться при этом? Мне сказали, что надо стараться прийти пораньше и зажигать свечи заранее. Но у меня не всегда удается рано, я опаздываю и ставлю на службе уже - согрешаю? надо каяться в этом?
Марина
Нет, конечно. И вообще не забивайте себе этим голову. Конечно, гораздо приятней самому поставить свечи на те подсвечники, которые сам себе выбрал, но не всегда это удается. Тогда нужно просто передать свечи какой-нибудь бабушке при подсвечнике и успокоиться. Никто Вашу свечку никуда не заберет. Она обязательно сгорит в свое время там, куда Вы ее передали. А Вы уже сделали свое пожертвование, купив ее. Учитесь молиться. Прислушивайтесь к своей душе. Это важнее. Больше внимания уделяйте в храме своему внутреннему человеку.
Батюшка, на панихиде, Вы сказали, у нас должны гореть в руках свечи, а если одна сгорит, надо ли зажигать вторую?
Валерий
Можно зажечь другую. Можно не зажигать. Важно молиться при этом.