ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ФЕОДОРА, ЕПИСКОПА ПЕРЕСЛАВСКОГО И УГЛИЧСКОГО •






РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ЯРОСЛАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ ПЕРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ  ГОРОД ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ДУХОВНАЯ МУДРОСТЬ




Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
(Притч. 16:18)

НОВОСТИ

КАЛЕНДАРЬ

ответы на вопросы, поступившие в январе и феврале 2012

 

Батюшка, в чем разница между раскаянием Петра и Иуды Искариота? Почему один в результате удавился, а другой, наоборот, преобразился и стал Верховным Апостолом? Ведь и Петру Господь однажды сказал очень страшные, грозные  слова - " Отойди от меня, сатана!". Нам бы всем это было бы очень полезно понять, чтобы однажды не оказаться в положении Иуды. Спаси вас Бог!

 

Алексей

 

Да, в какой-то момент, кажется, оба апостола стояли на одной ступени - оба оказались предателями Христа. Но это только видимая схожесть. Предательство Петра от излишней самоуверенности, от того, что он положился не на Бога, а на себя. И в том случае, когда Христос называет Петра сатаною, происходит это по той же причине: Петр, умолявший Христа не идти на Крест, на страдания и смерть, выражал волю не Божью, а человеческую. Но буквально за минуту до этого именно Петр исповедал Христа Сыном Божиим. И открыто ему это было Духом Святым. Вот такие подъемы и падения претерпевает Петр буквально в течение пяти минут. Он то идет по воде за Христом, то тонет, то Христос берет его за руку и извлекает из бездны падения. Так было и с отречением. Трижды отрекся. Когда понял это - плакал горько. Он перестал быть Петром, апостолом. Он вернулся в дом своего отца рыбака, стал Симоном, сыном Ионы. Но воскресший Христос спешит восстановить своего Апостола: "Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?" Основанием для этого восстановления является любовь Петра ко Христу. А есть ли она, была ли она у Иуды? Через сребролюбие и гордость сатана свил себе гнездо в сердце Иуды. Он действовал расчетливо, считал, что поступает совершенно правильно, что его руками совершается правосудие. И по логике характера он должен был бы стать гонителем апостолов, ненавистником последователей учения Христа. И так случилось бы, если бы и в его сердце не нашлось малой толики любви ко Христу. Но как ее было мало! Ее хватило только на одну вспышку, когда он возвращает первосвященникам и старейшинам тридцать серебряников и говорит им, что согрешил, пролив кровь неповинную... Это даже не раскаяние, а тень, обморок его. Озорение иссякает. Швырнув серебряники, Иуда вышел, пошел и удавился... Так мало в нем было любви, тепла, света... И вот чему еще учит пример Иуды: можно быть так рядом со Христом и оставаться при этом в мертвой пустыне своего холодного сердца... 

 

Батюшка, благословите! Недавно узнал от родителей имена моих родственников вплоть до 4-го колена. Это, конечно же, для меня большая радость. Но по "маминой линии" у меня в роду старообрядцы. Точно знаю, что люди были очень верующие и ходили в церковь (то есть это не какая-то "надомная секта" была), так как мне это еще бабушка в детстве рассказывала и я хорошо помню. Но к какому направлению они принадлежали, сейчас уже наверное и не определить. Вопрос в следующем: можно ли их поминать в домашних молитвах келейно и на службе в православном храме в "простых" записках? Спаси Господи!
Михаил
Если ваши почившие сродники старообрядцы были "поповцами", то есть, имели священноначалие, церковь, были крещены,  со спокойной совестью поминайте их и молитесь за них как дома, так и в храме, пишите их имена в церковных записках.
Отец Андрей! Поясните, пожалуйста! В "Отче Наш" мы просим  Бога не ввести нас во искушение. Но вот тут прочитала, что слово "искушение" - славянское, а по-русски обозначает "испытание". А ведь человек может развиваться, расти, двигаться к Богу только через Испытания. Под лежачий камень, как говорится, вода не течет. И еще - "много скорбей праведным..." - а скорби, как я понимаю, это тоже своего рода испытания. То есть мы, получается, просим Бога избавить нас от этих самых испытаний? Или как-то по-другому надо это понимать. Объясните. Спасибо!
Наталия
 
Искушение искушению (или испытание испытанию) рознь. Да, только ветер может дать движение паруснику и привести его в нужную гавань, но тот же ветер может вывернуть с корнем мачты из палубы, поднять убийственную волну и погубить парусник. Не случайно сразу за этим прошением в молитве следует прошение "но избави нас от лукавого", то есть, от дьявола, подлинного источника искушений. Как говорят святые отцы, самый мелкий из бесов коготочком своим может землю нашу перевернуть, если бы Господь позволил ему. Эта молитва, о которой мы здесь говорим, называется "Молитвой Господней, потому что она дана нам Самим Господом Иисусом Христом и явилась ответом на вопрос учеников "как молиться?" И в словах "не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого", когда мы их произносим, мы исповедуем верховную власть Господа в мире, проявляем свое человеческое смирение и просим у Господа, чтобы Он избавил нас как раз от этих крайних, губительных испытаний, которые "от лукавого", которые выше наших немощных сил; молимся, чтобы искушение не поглотило нас. В этом нет никакого малодушия. А прочие искушения, испытания не только возможны для христианина, но и обязательны для его спасения. "Кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот Меня не достоин",- говорит каждому из нас Христос. (Мф. 10, 38) А что такое "взять крест свой"? Это и есть несение скорбей, испытаний...
Батюшка, благословите!
Объясните, пожалуйста, что на праздничной иконе Крещения Господня символически обозначают две фигурки как-будто утопленников - мужчины и женщины у ног Спасителя под водой среди рыб. Женщина еще ногу то ли на рыбе держит, то ли на крокодиле. Они не на всех иконах встречаются, иногда написаны просто струи Иордана, но вот тут увидел их на празднике у Вас в храме и задаю этот вопрос.
Спаси Бог!
Владимир Потиха
 
 
Мужчина и женщина, изображенные в воде среди рыб на нашей праздничной иконе Крещения, что лежит сейчас на центральном аналое, это вовсе не утопленники, как  Вы предположили, а Адам и Ева, наши прародители. Дело в том, что вода имеет много символических значений, и одно из них - это ад. Именно по этой причине в одной известной сказке А.С. Пушкина бесы живут в море-океяне. И в воды Иорданские Господь вошел для того, чтобы взять на себя грехи человеческие (начиная с грехов Адама и Евы), чтобы потом вознести их на Крест. И точно также потом, по Воскресении Своем, Господь сойдет во ад. Есть и другие, аллегорические объяснения.  Например, считается, что это иллюстрации ветхозаветных текстов праздничного богослужения, являющие собой пророческие предызображения Крещения (мужская фигура — аллегория Иордана (Пс. 113:3), женская — переход евреев через Чермное море). По другой  версии — эти фигуры иллюстрируют слова 113-го псалма: «Море виде и побеже; Иордан обратися вспять». Иногда в водах изображен и змей, из 13-го стиха 73-го псалма: «Ты сокрушил головы змиев в воде».

Батюшка, здравствуйте! Скажите, почему Православная церковь считает Фёдора Ушакова святым, выделяя его среди прочих военных людей, верующих, Православных и так же беззаветно воевавших за Веру Царя и Отечество? Тот же Суворов Александр Васильевич - выдающийся полководец и тоже глубоко верующий человек, и храмы тоже строил, и изречения его мы все знаем, а по-моему святым не считается. Может ошибаюсь. Спасибо.
 
Александр
 
Для получения ответа на этот вопрос Вам нужно обратиться к Председателю комиссии по канонизации митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Я не знаю, почему не канонизирован святой праведный воин Александр, Александр Васильевич Суворов. Для меня святость и праведность его жизни очевидна. Суворов - это исключительное явление русского духа, веры нашего народа. Он не принимал иноческого пострига перед смертью, но он по духу был инок, был человеком монашеского жития, и не так, как говорил о себе Фамусов. Он был молитвенником, юродивым, пророком. Все титулы, гербы и прочие графские побрякушки он оставил своим родственникам, а в землю лег просто Суворовым. И в этом тоже была его вера. Это был уникальный человек. Может, не нужен он современной России просто, раз никто не обращается к нему за помощью, не ходатайствует о его канонизации? С канонизацией святого праведного воина Феодора, Федора Федоровича Ушакова все тоже было не так просто, но вот нашелся человек, Валерий Николаевич Ганичев, который написал много книг о русском адмирале, организовал общественное движение, открыл центр Федора Ушакова,- и вот результат: в Греции еще недавно относили адмирала Ушакова ко времени "русско-турецкой оккупации" (по хронологии, которую им дали англичане), а сегодня жители о. Корфу называют святого праведного воина Феодора младшим сыном святого Спиридона, которого греки считают главным своим святым...  А Суворов, защитник Отечества, наверное, не нужен нынешнему Отечеству. Но, думаю, будет скоро нужен. Об этом говорит  возрастающая популярность в обществе Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Думаю, придет время и Суворова.

Отец Андрей, здравствуйте. Я, честно признаюсь, в храм захожу не очень часто, хотя по праздникам стараюсь бывать. Вот на Рождество Христово была в Вашем храме. И вот что удивило. Я как понимаю, служба ведется по нарастающей, что ли. Простите, если как-то грубо или не так выражаюсь. Но это видно невооруженным глазом и слышно - все становится более и более торжественно и таинственно что ли. И, как я понимаю, - Причастие, - это самая цель и самый главный момент службы. Но вот, что не понятно, это даже как-то напрягает... Извините, это не только у Вас так, это во многих храмах - почти что везде. Там перед тем как Вы выходите есть как бы перерыв. Вроде как антракт, простите, если грубое сравнение, но со стороны очень похоже. Все вдруг начинают разговаривать, причем на самые бытовые темы, ходить по церкви, в лучшем случае - свечки ставят. А ведь как я понимаю, в этот момент тоже происходит что-то очень важное, если ведь прямо за этим и следует Причастие. Объясните, что происходит на службе в этот момент, после того, как выносится свеча, и что вообще надо делать в это время прихожанам - не болтать же как на рынке или ходить взад-вперед. Спасибо Вам большое и простите меня, если что не так сказала.
 Галина
 
Этот момент службы, о котором Вы говорите, называется "запричастные молитвы". В это время священник (или священники, дьяконы) в Алтаре причащаются, а на клиросе читаются молитвы или жития святых, память которых празднуется в этот день. Поэтому благочистивые прихожане в этот момент подходят поближе к клиросу, чтобы слушать и чтобы не принимать участие в праздных разговорах, которые, конечно же, грех. Церковь не театр, хотя некое сценическое действие и драматургию в богослужении при желании можно проследить. Но главное в ней не это. Храм - это дом Бога. И в паузе между богослужебными фрагментами, в тишине церковной Бога не меньше, чем в "Херувимской" или в "Милости мира". Тишина - это не пустота. Нужно дорожить этой церковной тишиной, не спешить заполнять ее праздными мыслями, разговорами. Эта тишина - основа мира нашей души, связь с Богом. Так легко ее порвать, эту связь. И так трудно потом восстановить.

Батюшка Андрей, как понять в Евангелии от Матфея, что на труп слетятся орлы? Спаси Бог Вас, Ваше Семейство и всех Ваших прихожан.
Зоя Алексеевна
 
Вы своим примером поступили также, как поступают сектанты: выдернули фразу из контекста Евангелия и пытаетесь понять ее отдельный смысл. А полный смысл станет понятен, если мы прочитаем весь смысловой кусок: "Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне",- не выходите; "вот Он в потаенных комнатах", - не верьте; ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо где будет труп, там соберутся орлы..." (Мф. 24, 26-28). Таким образом, пример с трупом и орлами является всего лишь очень убедительной иллюстрацией (как и молния во все небо) для объяснения того, что второе пришествие Иисуса Христа не будет тайным.
........................
И еще, хотелось бы добавить. Под трупом здесь разумеется Христос, так как Он умер. И Симеон о Нем говорит: "Сей лежит на падение..." А где Христос, там соберутся и все святые, которые, подобно орлам, парят в высоте добродетели. Так объясняет этот фрагмент Евангелия от Матфея блаженный Феофилакт Болгарский. И это будет более точный ответ на заданный мне вопрос.
И прошу прощения у моих дорогих прихожан за то, что "в ревности не по Бозе" сравнил их с сектантами.