ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
Вы всегда можете задать свои вопросы православному священнику. Конечно, лучше всего зайти в церковь, подождать конца службы и вежливо спросить батюшку о том, что вас интересует, так как ничего не может быть лучше личного общения. Священник подобен врачу, и ему также сложно поставить диагноз и прописать лекарство, не видя больного. Возможно, вам будет задан дополнительный или наводящий вопрос. С другой стороны, иногда просто невозможно задать вопрос лично, а он требует ответа.
Для этого случая мы и приготовили рубрику Вопросы священнику.
Постарайтесь по возможности задавать краткие и понятные вопросы. Все вопросы будут рассмотрены и мы постараемся как можно скорее дать вам ответ.
Мы оставляем за собой право:
не отвечать на вопросы не по адресу
не вступать в переписку
выборочно публиковать ответы на вопросы на странице Вопросы священнику
В случае, если ваши вопросы носят познавательный характер, рекомендуем сначала посетить страницу Православный толковый словарь. Возможно там найдется ответ на интересующий вас вопрос.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
Для этого случая мы и приготовили рубрику Вопросы священнику.
Постарайтесь по возможности задавать краткие и понятные вопросы. Все вопросы будут рассмотрены и мы постараемся как можно скорее дать вам ответ.
Мы оставляем за собой право:
не отвечать на вопросы не по адресу
не вступать в переписку
выборочно публиковать ответы на вопросы на странице Вопросы священнику
В случае, если ваши вопросы носят познавательный характер, рекомендуем сначала посетить страницу Православный толковый словарь. Возможно там найдется ответ на интересующий вас вопрос.
Поля, отмеченные * ,обязательны для заполнения
Кроме того, к нам поступают вопросы от детей. Ответы на них мы помещаем на детской страничке в рубрике УСТАМИ МЛАДЕНЦА.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
Отец Андрей, благословите! Объясните, пожалуйста, это правильно делать поясной поклон на Литургии при возгласе "Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните!". Это ведь только к "оглашенным" относилось. Потом наступала "Литургия Верных", а они, если не ошибаюсь, покидали храм. Спаси Бог.
Павел
Вы крещены? Следовательно, Вы не "оглашенный", и к Вам не относится то, о чем Вы говорите. Но голову приклонить в Церкви никому не во вред. Будем всегда помнить смирение Мытаря и превозношение Фарисея из Евангельской притчи.
Батюшка, почему мы, православные, и католики с протестантами празднуем Рождество Христово в разное время? Я сильно в календарях не разбираюсь, но хотелось бы понять, в чем тут дело? Как праздновали раньше, когда еще не было разделения у христиан? Спасибо большое.
Елена
Где-то с IV века вся литургическая жизнь Церкви неразрывно связана с юлианским церковным календарем, которого и по сей день придерживается Русская Православная Церковь, а также монастыри Святой горы Афон, Православные Церкви Иерусалима, Грузии, Сербии, часть Болгарии («старостильники»). Григорианский календарь, по которому мы живем в нашей светской жизни, которого придерживаются католики и протестанты, нарушает один из основных церковных канонов- правило о праздновании Святой Пасхи. Приверженцы нового стиля, совершая Пасху прежде иудейской или вместе с ней, изменяют и последовательность священных Евангельских событий и, таким образом, искажают их. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (в один день с Крещением) служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа (который и в древности в точности не был известен), а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. По таинственному созерцанию древней Церкви второй Адам, Христос, родился и умер в тот же день, в который родился и умер первый Адам, в шестой, которому соответствовало 6 января, первого месяца года. Праздник Рождества Христова впервые был отделен Крещения в Римской церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря (все приведенные здесь даты указаны по старому стилю юлианского календаря) тогда единая Христианская Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. В 1918 г. в нашей стране, как известно, среди прочих реформ была произведена и реформа календаря, из которого просто были выкинуты 13 дней, которые и составляют разницу между григорианским и юлианским календарями. Но Православная Церковь не приняла этой реформы (причины я указал выше) и осталась со старым стилем юлианского календаря. Мы празднуем Рождество Христово 25 декабря. Просто 7 января- это дата григорианского календаря, это так называемый «новый стиль».
Отец Андрей, добрый Вам день! Скажите пожалуйста, не грешно ли православному человеку принимать участие в биржевых сделках? По-моему, на это даже есть прямое запрещение в Священном Писании. По крайней мере так говорят. Если есть, хотелось бы узнать точное место и как именно про это написано. Неужели надо будет с приходом в храм менять работу! Но фактически, ведь биржа мало чем отличается от торговли - это просто одна из ее форм. Но торговлю в целом ведь христианство не запрещает. А тут и тот же риск, и азарт, и часто необоснованно высокие наценки и много еще чего. Разъясните, пожалуйста.
Нина
Я не думаю, что в Священном Писании что-то говорится про биржевые сделки по той простой причине, что в те времена, когда оно создавалось, просто не было торговых бирж. Но деньги и всевозможные операции с ними были. И в Евангелии деньгам уделяется достаточно много места. С одной стороны, Господь изгоняет торгующих из храма, с другой, рассказывает притчу «о талантах» (денежная единица), где человек получает наказание за то, что закопал талант в землю, то есть, не пустил монету в рост, не приобрел на нее другие. А вообще Евангелие дает нам точный камертон в этом вопросе. Вспомните: фарисеи, искушая Христа, дают ему монетку и спрашивают: «Нужно ли платить дань кесарю, римскому императору, под властью которого тогда находилась Иудея. Это была, выражаясь шахматным языком, «вилка», ситуация безвыходная. Если бы Христос сказал, что нельзя платить, то фарисеи привлекли бы Его к суду как бунтаря против Римской власти. Если бы Христос сказал, что платить можно, то тем самым он оскорбил бы национальное чувство иудеев, которые смирялись с властью Рима только силой Римского оружия. Христос потерял бы всех (или почти всех) своих последователей. И что же отвечает Христос? Он вертит монетку, рассматривая ее, и спрашивает: «Чье изображение на ней?» Отвечают: «Кесаря». «Так отдавайте кесарю кесарево, а Богу - Богово» - говорит Христос. Вот это правило! Следуйте ему. На деньги можно много добрых дел сделать. За деньги Иуда предал Христа. А без азарта жить - что кушать без аппетита. Мое частное мнение.
Батюшка, отец Андрей! Почему по-православному считается, что нельзя на кладбище на кресте вешать фотографию умершего? И можно ли поставить памятник или плиту? Мне сказали, что все это от лукавого и должен быть только крест. Спасибо Вам большое.
Василий
Был я недавно на кладбище при Александро-Невской Лавре, в Питере, где похоронено очень много знаменитых людей России: Чайковский, Достоевский, Глинка, Крылов, Ломоносов и т.д. Много видел там памятников, обелисков, бюстов. Оно и понятно, еще Пушкин писал: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет…» Эти люди- честь и слава России. И могилы их должны свидетельствовать потомкам о том, как нужно служить Отечеству. Но при этом вспомним, по завещанию великого русского полководца, на могиле его написано просто: «Здесь лежит Суворов». И Крест. А на могиле гениального русского художника Кустодиева вообще ничего не написано и не изображено, а стоит резной старообрядческий деревянный Крест с домовиной. А кто, простите, из современников может потягаться с этими людьми? А Крест на могиле христианина свидетельствует о том, что главным в жизни этого человека было не то, что он был какой-то известный артист, важный чиновник или директор, босс, отец большого семейства и уважаемый член общества, и проч., а то, что он был христианин и смиренно нес свой жизненный Крест, который возложил на него Господь. А все остальное - действительно, от лукавого. Вот и получается, что, с одной стороны, кладбище нам говорит о бренности нашего бытия, о том, что и дети, и старики, богатые и нищие,- все равны перед смертью, которой заканчиваются все наши жизненные устремления. С другой стороны, кладбище свидетельствует о человеческом упрямстве и несмирении перед очевидным и неизбежным, перед Богом. Самая хорошая память о покойном - это не дорогущий мраморный памятник ему, а милостыня, добрые дела в его память, любовь к ближнему…
Отец Андрей, благословите! Я в Православие еще совсем недавно пришел. Хотел тут купить в одном большом православном магазине икону. Продавец предложил мне сразу дорогую писаную, но объяснил это так, что как-будто от писаной благодать больше, потому что руку к ней приложил живой человек - иконописец и работал он с молитвой и она никак не может сравниться с любой печатной. Что именно перед такими иконами и нужно молиться, и так далее... Вроде правильно, но вот предлагал он ее очень настойчиво и, простите, осталось такое нехорошее чувство, что меня просто разводят. Ну, может, я был не прав. Объясните, все ли иконы одинаковы или у писаных действительно есть какое-то там преимущество? Спасибо большое.
Вадим
Да, у меня тоже сложилось такое впечатление, что Вас, Вадим, простите, «разводили». Что есть икона и чему мы в ней поклоняемся Краскам? Дереву? Руке иконописца? Или Первообразу, то есть, Живому Богу, Пресвятой Богородице, Святым? Вот солдатик в Армии перед «отбоем» достает потрепанную фотографию любимой девушки или мамы, нежно поглаживает ее. Он выражает свое чувство к фотобумаге или же к тому человеку, который изображен на фотографии? И, между прочим, все иконы, отпечатанные полиграфическим способом, сначала были написаны с молитвою иконописцем. И еще. Среди чудотворных и мироточивых икон есть как писанные, так и совсем простенькие, чуть не из журнала вырезанные. Так что покажите при случае мой ответ тому продавцу- пусть ему станет стыдно.