ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ФЕОДОРА, ЕПИСКОПА ПЕРЕСЛАВСКОГО И УГЛИЧСКОГО •






РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ЯРОСЛАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ ПЕРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ  ГОРОД ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ДУХОВНАЯ МУДРОСТЬ




Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
(Мф. 7:12)

НОВОСТИ

КАЛЕНДАРЬ

страница 2



Батюшка, объясните пожалуйста, почему у православных распространена символика черепа и костей. Я редко хожу в церковь, и когда вижу на распятии внизу череп и кости, то меня это как-то коробит. Ведь когда дети носят одежду с такой символикой, то в основном, это никому не нравится, а тут - храм, и то - же самое... Я искала нательный крестик дочке, и на них везде - череп и кости, я такой крестик не смогла одеть на ребенка.
Эльвира

Череп и кости под Крестом - это останки Адама. Вы должны бы знать, что Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, иудеи водрузили на Голгофе, которая переводится как Лобное место, а еще как "череп" (от арамейского "гулгулта"), то есть, на том самом месте, где были погребены останки праотца Адама, первого человека. И Своей кровью, пролитою на Кресте, Иисус Христос омыл останки Адама (символично это изображается как череп и кости у основания Креста), чем был смыт и прощен грех первого человека, через него и всех людей. Поэтому череп и кости (Ветхий Адам) в символике Креста воспринимать нужно только в неразрывном соединении с Новым Адамом, то есть, с Иисусом Христом, распятом на Кресте, умершим и в третий день воскресшим. Целуя изображение черепа и костей на Кресте, вы поклоняетесь не смерти, а победе над ней Христа! Чувствуете разницу? Но есть и такие люди, которые череп и кости (как символ смерти) сделали предметом своего поклонения. Все разрушающая смерть без искупительной жертвы Христа и без Его победы над смертью - это символ сатаны, атрибутика многих сатанинских рок-групп. Так что правильно Вас коробит. А вот чтобы отличать свет от тьмы, добро от зла, Христа от дьявола - нужно все-таки в Церковь ходить и Крест Святой носить! И еще - сняв с ребенка Крест, Вы лишили его орудия победы над дьяволом, лишили его победы Христа над смертью, оставив ему только естественное тление, смерть... Подумайте над этим.


Батюшка, пожалуйста объясните, почему у православных существует такая традиция, как поклонение останкам? Недавно моя знакомая ездила в Псково-Печерский монастырь. Там были открыты пещеры с гробами, для поклонения . А разве усопшим нужно, чтобы нарушали их покой? Это напоминает что-то вроде мавзолея на Красной Площади в Москве?  Для чего это нужно верующим людям и правильно ли это? Спасибо.

Эльвира

В пещерах Псково-Печерского (именно от слова "пещеры") монастыря к нашему времени похоронено более 14000 человек, людей святой жизни, подвижников, великих молитвенников. Вы спросите у своих знакомых, если они посещали эти пещеры, запах тления они слышали? А теперь скажите, каким должно быть помещение, штат обслуживания и капиталовложения, чтобы все это поддерживать искуственно? А теперь вернемся к мавзолею на Красной площади. Там лежит (или лежал, потому что многие говорят, что "тело" там несколько раз меняли) всего один человек, над сохранением которого работали институты и сонм обслуги. Тем не менее, в должной мере не сохранили. Первое - от Бога. Второе - от людей. И верующие люди поклоняются останкам  святых, их мощам для того, чтобы приобщиться к Божьей благодати, побеждающей естество, торжествующей над смертью. Повторяю (см. выше) мы, православные христиане, поклоняемся не смерти, а торжеству Христа над ней! Торжеству святых, которые своею жизнью уподоблялись Христу! (Поэтому мы и величаем их "преподобными"). И если человек жил себе в удовольствие, в славе и почете, похоронен на красивом месте на кладбище под мраморным обелиском и за чугунной цепью в пасти львов - трогать его останки, представляющие собой разительный контраст с его земной жизнью, - правда, не стоит!  А вот если человек, напротив, в этой жизни скрывал себя от мирского глаза, совершал подвиг спасения и молитвы тайно - то после его смерти Господь делает тайное явным - открывает для нас этого святого, чтобы мы укреплялись в вере и знали, каких сокровищ мы все должны искать в этой временной земной жизни! Но и просто по кладбищу походить, побродить среди могил - очень полезно! Современные люди с ужасом отгоняют от себя мысли о смерти, а ведь мы все рано или поздно умрем. И не стоит забывать об этом. Веди не даром же говорили святые: "помни последняя твоя (то есть, смерть) - и вовек не согрешишь".


 
Батюшка, благословите! Всегда думал, что мое имя - Михаил переводится с еврейского "кто как Бог", а в проповеди митрополита Антония Сурожского, размещенной у нас на сайте:
http://www.vlad-sobor.ru/index/den_za_dnem/0-147  к своему удивлению прочитал, что это имя переводится, как "никто как Бог". Получается, что этот перевод прямо противоположен "общепринятому". Объясните, пожалуйста, какой перевод правильный и что из этого следует в бословском плане?
 Спаси Вас Бог!
 Михаил

Традиционно имя Михаил принято переводить "кто как Бог". Понятно, что о прямом уподоблении Богу речь здесь не идет. А тому Херувиму, который дерзнул сравнить себя с Богом, Архангел Михаил, по великому своему смирению, изрек: "Да запретит тебе Господь!" А затем низринул того с Небес. Думаю, митрополит Антоний, использовал такой нетрадиционный перевод только для того, чтобы подчеркнуть именно эту мысль.



 Батюшка, разъясните! Вот приближаются выборы. Важное событие для страны, кто тут спорит! Какая позиция православных или им по большому счету все равно, кто будет править - ведь любая власть от Бога, и ищут они более Небесного, чем земного? Вот ведь, интересно, у нас долгое время Церковь всячески уничтожалась и притеснялась властями. Это была коммунистическая власть, но сколько за это время появилось мучеников и множество старцев тоже вышли именно из того времени, на самом деле тяжелого. Как вообще нам поступать? И еще вопрос: православным священникам запрещено агитировать за ту или иную партию. А если вдруг появится партия по-настоящему Православная и с программой соответствующей, за Царя и Патриарха, и т.д. и т.п., можно будет вступать в ее ряды и агитировать за нее не только мирянам, но и священникам? Спасибо!
 Всеволод

Православному человеку не должно быть все равно, кто будет править. Как же - это же наше земное Отечество! Если нам на него наплевать, так нам и Небесное не нужно. Значит, в мухе между рамами жизни больше, чем в нас. Другое дело, что мы можем изменить? А вот тут христианин должен понимать, что меняют историю не выборы (тем более, такие!), а состояние общества, молитва. Когда я многогрешный в сонме Ярославского духовенства стоял в нашу череду в храме Христа Спасителя перед Поясом Богородицы и наблюдал, как неиссякаемым потоком течет и течет к Царице Небесной русский народ, я подумал: "Вот это выборы!" И не нужна нам никакая "особая Православная" партия. Я вообще политикам не верю, даже если они фотографируются рядом с Патриархом. Я верю в Промысел Божий, Который любого политика может развернуть так, что он, подобно Валаамовой ослице (Числа 22, 28), может заговорить на непонятном для всей его партии языке, а затем сделать это языком своей партии... И только в этом контексте можно понимать выражение "всякая власть от Бога". По крайней мере, у нас, в России.
А что до отношения коммунистов к сонму новомучеников и исповедников - так оно такое же, как у иудеев к распятому ими Христу!



Батюшка, какое в Православной Церкви отношение к псевдонимам? И как вариант, к так называемым "аватарам" в Интернет. Это когда человек придумывает себе вымышленное имя или даже "кличку" и размещает маленькую картинку, чаще всего к нему вообще никакого отношения не имеющую. Зачем православному человеку прятаться за какими-то вымышленными именами и картинками? Спасибо!
 Михаил

 Псевдоним - это как бы вместоимение. Оно сполошь и рядом присутствует в Православной Церкви. Посмотрите, мы говорим Серафим Саровский, а не Прохор Мошнин. Говорим Иоанн Кронштадтский, а не Иоанн Сергиев... И так далее... Почему? Потому что имя и фамилия есть у каждого человека, а вот место прославления, место, где человек, как свеча на подсвечнике, воссиял перед Богом своими добрыми делами,- далеко не у каждого! А одна православная монахиня, легендарная мать Мария, пройдя свой земной путь следования Христу и оказавшись в конце этого пути в немецком концлагере, за несколько дней до освобождения этого концлагеря нашими войсками, поменялась лагерными робами, номерами, теми же именами, с одной еврейской девочкой для того, чтобы вместо нее пойти в газовую камеру, чтобы девочка осталась жить... Так что, как мы видим, в самом вместоимении греха нет. Все зависит от того, какой смысл вкладывает в него человек. Очень часто бывает так, что за так называемым "аватаром" человек скрывает свою пустоту, безликость, компенсирует им ущербность своего нравственного, интеллектуального и культурного развития. И еще такая публика обожает собираться в стаи, где у каждой стаи есть, как и полагается, свой вождь и своя вывеска... Я не знаю, для чего православному человеку прятаться за вымышленными именами и картинками... Впрочем, и по имени, и по картинке можно определить идеал человека. Если он именует себя "рыцарем Ланцелотом" и помещает соответствующее изображение- это не так уж и плохо. И псевдонимы иногда бывают нужны. Мы к ним у нас на сайте тоже прибегаем, чтобы не смущать людей, не делать человека предметом кривотолков.


Батюшка, благословите! Как правильно отпраздновать свой День Ангела. Бытует мнение, что православному человеку не обязательно очень много внимания уделять своему дню рождения, что День Ангела важнее. И еще, как постараться сделать так, чтобы этот праздник не превратился в обычное застолье. Спаси Христос.
 Елена

День Ангела, то есть, день того Святого, имя которого мы носим, конечно важнее дня рождения, потому что он дает нам высокий нравственный ориентир. К слову, очень важно знать житие своего Святого. И отмечать его, конечно, нужно в Церкви, нужно исповедаться, причаститься в этот день. Можно и дома попраздновать. Это отнюдь не запрещено, если не постный день. Но все должно быть благообразно. Застолье не должно превращаться в "подстолье".  А в день своего рождения обязательно подарите цветы своей матери и поблагодарите ее. И не забывайте, что Сам Господь назвал такой день радостью, потому что человек родился в мир...


Отец Андрей! Как правильно подготовиться к Крещению взрослому человеку? Как вести себя во время этого Таинства и в чем заключается роль Крёстных при Крещении уже взрослых людей? Спасибо!
 Александр

Взрослый человек, готовящийся принять таинство Крещения, должен отнестись к этому со всей ответственностью. Входя в крещальную купель, человек должен понимать, что в ней он должен оставить себя прежнего, "ветхого", а выйти из нее должен человек новый, готовый взять свой Крест и следовать за Христом. А для этого нужно прочитать Евангелие. Нужно задать себе честный вопрос: нужен мне Христос? Христа мы именуем Спасителем, но как можно спасать того, кто не осознает себя погибающим? Не советую креститься только потому, что так принято, так делают Ваши окружающие, потому что Вам советуют близкие. Решение должно быть только Ваше. Вы же не пойдете на операцию за компанию с друзьями? Сам Господь "подталкивал" Апостолов уйти от него. И Вы, утвердившись в своем решении креститься, должны вместе с Апостолом Петром сказать Христу: "Господи! Куда же мне идти?! Ты, и только Ты, знаешь глаголы вечной жизни!" Перед Крещением Вы должны ознакомиться с основами Православного вероучения, выучить наизусть молитву "Символ веры". Для взрослого человека крестный, крестная не обязательны, потому что креститесь Вы не по их вере, как это бывает при крещении младенцев, а по своей. Впрочем, если есть у Вас среди знакомых человек воцерковленный, твердый в вере, он вполне может быть Вашим крестным.


Батюшка, благословите! Вот мы часто говорим разные фразы, вырванные из Священного Писания и нередко, без контекста, меняющие свой смысл. После чего они, как бы сказать, начинают жить своей жизнью. Вот пример из Псалмов: "всяк человек ложь". Часто это говорят. И кто как это ни понимает! А в Псалме ведь сказано: "Аз же рех во исступлении моем: всяк человек ложь.» Как это точно перевести на русский язык? "Исступление" - это что, - психический срыв, сумасшествие, или возвышенное состояние, экстаз или как правильно? Спаси Вас Бог!
 Ольга

И все-таки главное здесь именно это: "всяк человек- ложь". Вы с этим не согласны? Напрасно. Это правда. Такова наша природа. В каком-то старом, еще советском,  "Огоньке" были такие карикатуры с такими подписями под ними: хлипенький узкоплечий и безобидный пай-мальчик с зализанной прической ( надпись: таким его видит мама); аккуратный инженер атлетического вида с чертежами, линейками, спешащий на работу (надпись: таким его видит папа); наконец, изображен эдакий легкомысленный модник-пижон с развеселой дамой под ручку и с бокалом вина ( и надпись: такой он на самом деле). Вот эти карикатуры как раз по нашей теме из Псалма. Я бы только сделал уточнение к третьей карикатуре: "таким его видит советская общественность". А вот какой он на самом деле- это знает и видит один только Господь Бог. Истина только у Бога.


Батюшка, здравствуйте! Понимаю, что грех так думать, но не могу себя перебороть никак. С одной стороны понятно, что чем больше людей приходят на Службу в Храм - тем лучше, а вот с другой, я просто, простите, "физически" не могу переносить большие скопления людей, будь то в автобусе, магазине, метро или даже в Храме. Поэтому я лучше себя чувствую на Вечерних Богослужениях, где обычно меньше людей. Я знаю и верю, что Литургия - центр всей жизни Христианина, но когда в Храм приходит очень много людей, душно и шумно, я не могу перенести это, начинаю нервничать и раздражаться, хочется выйти на воздух... Как мне перебороть этот мой грех. Спаси Вас Господь!
 Ольга

То, что Вы рассказываете, немножко из области очень популярного нынче жанра "фэнтези". Если Вы живете в Москве, то там, конечно, храмы на литургиях переполнены и в будни. Это правда. Но в нашем городе где Вы такое видели? У нас обширные храмы, где много воздуха. У нас умеренное число прихожан, которые очень дисциплинированы, и шума, кроме тихого шепота молитв, от них нет никакого! Это в большие праздники. А в буднии дни- и вовсе "пустыня синайская"! И не сравнивайте, пожалуйста, скопление народа в автобусе, магазине и метро с собранием молящихся в храме. Если Вы не чувствуете разницы- значит причина Вашей нервозности не в окружающих людях, а в Вас. Вы просто не нашли   свой храм, свою родную общину, где бы Вас каждый человек, прихожанин не раздражал, а радовал... Приходите к нам.


Батюшка, как относиться к кодированию? Ведь человек, закодированный от пьянства или наркомании в сердце своем не преодолел это недуг, чаще всего это делают помимо его воли, и он тянется к этому греху и, так сказать, его пугают физической смертью. А православный человек не столь волнуется о своей физической смерти, сколь о посмертной участи. То есть идея любого кодирования - антихристианская? Что мы должны делать - молиться за наших больных близких людей? Но мы же не святые, простые люди и часто молитвы наши остаются неуслышанными - близкие люди продолжают пить или колоться. И все становится хуже и хуже. Так что же делать - продолжать только молиться или все-таки закодировать больного или положить в наркоклинику ( хотя там их тоже не лечат, потом выходит человек с почищенной кровью и печенью, и часто опять все снова...). Ответьте, пожалуйста, мне важно Ваше мнение, как Православного священника! Спасибо большое!
 Татьяна

В Евангелии описан такой случай: расслабленного человека родственники взяли и принесли ко Христу. Они не смогли приступить к нему из-за большого скопления людей. Тогда они разобрали крышу дома, где был Христос, и спустили больного к Его ногам. И Христос по вере и усердию близких людей исцелил расслабленного... А могли бы эти люди сказать: зачем мы тревожим больного и себя, все равно из этого ничего не выйдет, потому что ко Христу не пробиться. Да и будет ли Он оставлять других людей ради нас грешников? Я хочу спросить Вас, Татьяна, а Вы со своими родственниками пробовали молиться за своего "расслабленного"? Так попробуйте, дерзайте! Это называется "молиться по соглашению". Придите в храм и спросите, как это делается. Но, конечно, воля к преодолению греха должна быть у самого грешника. Говорят так: осознания себя грешником (пьяницей, наркоманом), раскаянье и желание победить грех - это уже половина победы. Но все это должно быть окружено помощью, заботой и любовью близких людей. А кадирование... Вы сами все прекрасно описали. В большинстве случаев человек снова возвращается ко греху, потому что душа его не изменилась!


Батюшка, мне очень-очень нравится один молодой человек. Я его люблю. И он мусульманин. Настоящий верующий, убежденный, как говорится, а не просто вроде как по национальности. А я православная христианка.  Боюсь, что чуда не случится и он Христианства не примет. Но я люблю его. Многие мои знакомые и друзья, среди которых есть и православные, говорят, что это не любовь, а так привязанность, влюбленность, что это пройдет. Но если бы это был просто какой-нибудь наш парень со двора, с курса или тем более православный, все бы наоборот радовались и говорили, что это самая настоящая любовь, выходи замуж! То есть эти мои близкие люди просто опасаются за мою дальнейшую жизнь, а не о НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ весь этот разговор! Вот и что в моей жизни произошло? Для чего Бог посылает мне это в жизни?
 Вера

Итак, Вера, Вы хотите настоящей любви... Хорошее желание. Вполне понятное. Я долго думал, что Вам ответить, а тут открыл одну книгу, которую мне на днях принесли почитать, и я увидел слова, которые, я понял, увидены мною, чтобы передать Вам. Вот они: "Любовь- этот свет миру, это солнце духовной жизни, и если есть страна, где живут любящие люди, эта страна светится любовью. Такой духовно-солнечной страной до сих пор остается Россия... Любовь или даже идеал любви- это и есть абсолютное мерило всех человеческих ценностей... "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). " А кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8)..."  Но Этого Бога, которого мы именуем Любовью, о котором говорит Евангелист Иоанн, ислам не знает. Он не знает жертвенной любви Христа, распятого за нас на Кресте... А то, что Вы именуете настоящей любовью, это в самом деле, Вера, сильная плотская страсть, которая не имеет ничего общего с теми словами о Любви, приведенными выше. Но за свою страсть Вам придется отказаться от Христа, распятого и воскресшего, от той России, о которой тоже сказано выше... Готовы Вы, Вера, ради своего сегодняшнего увлечения (которое у Вас в жизни может быть отнюдь не единственным) навсегда отказаться от веры своего народа, да и от народа самого? И еще подумайте, что отвечаете Вы сегодня не только за себя, но и за своих будущих детей... Настоятельно рекомендую Вам, Вера, прочитать книжку православного священника Даниила Сысоева (совершенно недавно застреленного у себя в храме) "Брак с мусульманином".  Спросите в любом Православном храме или прочитайте в интернете... Настоятельно рекомендую.
---------------
Книгу "Брак с мусульманином" можно прочитать здесь >>>