Батюшка,
почему у православных считается, что нужно обязательно ходить в
церковь. А если я живу по закону своей совести, я сама понимаю, что
совершила хорошего, а что - плохого, и в случае последнего моя же
совесть и обличает меня. Тогда я искренно раскаиваюсь в своей душе за
совершенный мной грех. Неужели в таком случае Бог меня не слышит и
оставляет меня, ведь я обращаюсь к нему, только не в храме, а сама, -
дома .
И еще один вопрос - в нашем обществе существуют много вероисповеданий, и почему у православных считается, что только православная вера - истинная . Разве другие религии не приводят к Богу? Ведь у них тоже есть церкви, молитвенные дома. Благодарю.
Начнем с того, что посещение молитвенных собраний обязательно не только для православных, как вы пишите, а для всех конфессий, вероисповеданий и даже сект. И второй вопрос вы задали, мне думается, вовсе не потому, что, как князь Владимир, креститель Руси, хотите веру выбрать, а потому, что никакая вера вам не нужна. Вам же достаточно "жить по закону своей совести". Что же, поговорим о вашей совести. Откуда она у вас? Правильно, от Бога. Для чего она нужна? Правильно, для того, чтобы, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, делать благо и бегать злаго. Но люди, к сожалению, предпочитают жить не по совести, а по своим хотениям, страстям, а совести своей затыкают рот вот такими вот рассуждениями, как ваши, чтобы отодвинуть от себя Бога и Его правду. Когда-то Господь посылал к людям пророков, чтобы обличить их "жизнь по совести". Пророков побивали камнями, бросали во рвы с хищниками, убивали. Тогда Господь послал к людям Своего Сына. Его, вы, вероятно, слышали, иудеи распяли на Кресте. Причем, решение это принималось тоже "по закону совести". Ну а сегодня нашу совесть пытаются примирить с однополыми браками, с узаконенными извращениями, с тем, что "белое"- это "черное", а "черное"- это как раз "белое". А для того, чтобы "белое" было "белым", а черное"- "черным", Господь и оставил нам Свою Церковь. "Я говорю тебе: ты- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах..." (Мф. 16, 18-19). Как видите, Церковь создана Самим Христом. Им же дана власть апостолам и их восприемникам "вязать и решить", то есть, отпускать грехи. Вы, конечно, можете дома сокрушаться о своих грехах. И хорошо, что вы это делаете. А вот отпустить их себе сами вы не можете. И соседка этого не сделает. Это может сделать только священник, если вы придете к нему в церковь с покаянием. Что и советую вам сделать поскорей.
Батюшка, спасибо большое за ответ на мой вопрос. Я все прочитала, пожалуй, соглашусь с ответом. Но все-таки ... остаюсь при своем мнении, что молитва моя к Богу - это настолько личное обращение, даже я бы сказала, сокровенное. Я извиняюсь, но говорю именно про себя, ни в коем случае не задеваю других, и именно для меня более приемлемо, когда я нахожусь в молитве в уединении, т.е. если идти в церковь молиться, то дома получается молиться лучше.
А вот о том, что только в храме можно получить разрешение от грехов - опять же извиняюсь, что говорю слова, совсем не подходящие для православного сайта, но ведь это правда, что вышел человек из храма, только что исповедовался, и тут же снова повторяет свой грех. Разве не так ? Получается, что тогда все напрасно - исповедь, покаяние, разрешение от греха, когда я знаю, что не удержусь, нагрешу снова...
И еще - часто говорим с подругой, что скорби - это наш крест, это Господь посещает, не отвернулся значит. Так разве Любовь Господа в этом и заключается, чтобы человек страдал ? Зачем Ему так нужно ?
О страдании.
Этот путь избрал не Бог для человека, а человек, послушавший древнего змия, и ослушавшийся Бога. И не Бог придумал страдания для человека. Просто страдание везде, где нет Бога, а человек добровольно покинул Его. Тогда Бог так же добровольно пошел на страдания, на Крест. Пошел ради человека. И в этом Его любовь к нам. И что можно было сделать лучше, больше? Господь не запрещает вам молиться в уединении, напротив, даже говорит, чтобы мы, молясь, вошли в клеть свою, то есть, в уединение, в ту самую сокровенность, о которой вы говорите. Но частная молитва не противопостовляется соборной. Просто "там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них". Разницу чувствуете? Мы говорим друг другу: "Христос посреди нас". Он нас объединяет, таких разных, противоречивых. "Не хорошо человеку быть одному". А что касательно повторяющихся грехов, то здесь нужно понять: хотите вы со своими грехами жить дальше, устраивают они вас, или нет? Если устраивают, если вы решаете, что все равно будете грешить и дальше, ни в чем не меняясь - то ваша исповедь, действительно надругательство над таинством и участие в распятии Христа. Тогда, действительно, лучше не ходить в храм, жить себе в удовольствие, грешить. Но тут уж Бога не приплетайте, ни про какие молитвы не говорите, ибо "что может быть общего между светом и тьмою"?! Но будьте готовы платить по всем счетам - от здоровья своего и ребенка до всего, чего угодно. Повторяю, не Бог так устроил, а вы сами, избрав того, кто ведет вас ко греху, кто никогда благоворительностью и милосердием к роду человеческому не отличался. А если вы осознаете свою слабость, просите у Бога помощи в исповеди, причастии - это другое дело. Господь велел прощать брату и до семидесяти раз. Никто не считает ваших падений - так не считайте падений братьев и сестер своих. Кто вас поставил у дверей храма осуждать их: "Вот она исповедалась - сейчас пойдет грешить". Грех греху рознь и человек человеку тоже. Один легко может разом бросить дурную привычку, в корне поменять свою жизнь, а для другого подвиг просто трезвым прийти к священнику на исповедь. Но Господь целует и доброе намерение человека. И от Иудиного поцелуя он не уклонился. Бог долготерпелив. До времени Господь нас не судит. И нам не подобает судить никого, только себя. Но не говорите, что в Церкви вы не получали силы для борьбы с грехом, не получали облегчения, когда очищались от грехов. Просто сейчас вам стало это не нужно. И Церковь здесь не при чем. И вы должны понять просто, что христианин - это не тот, кто имеет привычку креститься и ходить в храм, а потом на церковной завалинке легко "лузгает" грехи ближних. Не ориентируйтесь на них и не оправдывайте их теплохладностью своего охлаждения к вере. Христианин страдает со Христом, умирает с Ним и с Ним воскресает. Христианину Господь дарует опыт Победы. И даже малый такой опыт попирает эти глупые страхования: "вот покаялась - сейчас снова согрешу". "Господь защититель живота моего - кого устрашуся?!" А вот вне Церкви, действительно, есть чего бояться. Вот лишат вас ребенка и прав родительских только за то, что не будет у вас в доме фруктов или за то, что шлепнете свое дитя по мягкому месту. Про "Ювенальную юстицию" слышали? Или посмотрите на улице с иронией на целующихся в засос геев - схлопочете штраф. Это актуально уже на Западе, завтра будет и у нас. Это я по поводу "человеческой совести" и общественного мнения вне Церкви... Да, Ольга, и наше сообщество не безгрешно. Но среди нас Христос...
Батюшка, может быть Вы не в курсе, но широко известный Иван Охлобыстин сегодня выставил свою кандидатуру на предстоящих Президентских выборах. Предлагает какую-то программу духовно-морального возрождения России. Представляете! Ряд политиков высказались, что у него ноль шансов, а он высказался, что ноль шансов у них! Сейчас он в новостях на первом месте, а по популярности, согласно опросам и интернету, уже на пятом месте! Ничем еще не отличился, а уже такая бешеная популярность! И в нашей Стране Дураков может случиться ЧТО УГОДНО! Это необычно, как снег на голову - все только его теперь и обсуждают. От привычных политиков всех уже трясет, а это - шоумен, и в этом он мастер! Спросила тут у племянника, а он говорит, что вот за него и буду голосовать, потому что - ПРИКОЛЬНО! Вот такое объяснение, молодежное, так сказать! Так и будем неожиданно жить в "прикольной" стране с "очень прикольным Президентом". Я некоторое время следила за этим в целом неординарным и талантливым человеком, но потом в конец запуталась. Его последние сериалы, фильмы и шоу - ужасающие, он предельно циничен и часто жесток, а в рекламе даже пошл - этакий "герой нашего времени". Не понятно, он сейчас все еще батюшка? Служит? Но его же вроде отстранили? А теперь РПЦ выступает категорически против его намерения. Значит он не отлучен. Что же он, все еще батюшка, а тогда как он все это ухитряется совмещать? Если Вы в курсе, разъясните пожалуйста. И еще хотелось бы понять, что имел в виду отец Димитрий Смирнов, когда в одном интервью называл Охлобыстина для нашей Церкви фигурой уникальной. Тогда он ( отец Иоанн) еще был в сане и вопрос был, почему его благословили на съемку в фильмах весьма сомнительного содержания ( "Пуля-дура", например), намекая на то, что священнику запрещено быть актером. В чем "уникальность" этой фигуры? Вы лично хотели бы, чтобы у нас был такой "прикольный Президент"?
Миром правит Бог. Исключение не составляет даже наша удивительная страна. Теперь об Иване Охлобыстине. Это, безусловно, талантливый и очень обаятельный шалопай. Помните, в "Калине красной" есть такой эпизод: главный герой доводит родителей Любы Байкаловой до "аварийной риски", когда вот-вот рванет, а потом обезоруживающе хлопает по колену, улыбается и говорит: "Не обижайтесь на меня. Просто я человек веселый..." Сейчас сказали бы "прикольный". Вот и Охлобыстин такой... Думаю, он человек целостный и искренне верующий. И умный. И надежный. Лично мне он очень симпатичен. Но вот день его рукоположения в священники - совершенно случайный день в его творческой биографии. Это, конечно, мое сугубо личное мнение. Спросите любого более-менее нормального священника, какое наказание для него самое страшное? И вам будет ответ: запрещение в священнослужении. Мы грешные люди, но мы живем от Литургии до Литургии. Я видел многих священников, которые в благостном утомлении от главной службы не спешат уходить после Литургии из Алтаря, потому что за пределами храма мир, а в мире - грех. В Литургии для нас, священников, все: и надежда на наше исправление, на то, что Господь ведомыми Ему путями спасет нас, и сила нашей проповеди, и оплот нашей веры, и источник любви. Умереть в храме, после совершенной Литургии,- нормальная мечта каждого нормального священника: конь умирает в своей борозде. Без Литургии священник деградирует, омирщвляется, перестает быть священником. И я думаю: если отец Иван Охлобыстин может годами обходиться без Литургии (не причастия, а именно совершения Литургии), вероятно, и не стоит ему потом, когда он отснимется во всех своих фильмах, возвращаться к священническому служению? Не его это. Мое такое мнение. Хотя я его очень люблю и молюсь за него.
Батюшка, сказано, что нужно беречься лжепророков, маскирующихся под агнцев и что их можно узнать по их плодам. Тут и опасность - пока появятся плоды, они успевают много нагородить и смутить множество людей, а когда засвечиваются - меняют образ деятельности, часто одно название на другое и опять за старое! Плоды не сразу вызревают, а как сразу разобраться, кто стоит перед тобой. Православный ли это человек или замаскированный сектант? Ну, протестантов, иеговистов, мунистов и разных восточников раскусить просто - они и не скрываются, их с порога уже видно. Но у нас тоже, оказывается, и попы какие-то запрещенные есть и некие самозванные старцы, у некоторых, как я понимаю, и храмы и приходы и масса последователей и все в платочках или с бородами - на всех кресты, иногда размером с вериги, но на них же не написано, что они запрещены. Это просто кто-то знает и сторонится, но ведь далеко не все! Не документы же спрашивать, или как?
Между прочим, документы - вещь не последняя. У священника, если он приехал из другой епархии, должно быть командировочное удостоверение. А вообще... " молитесь... чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Но верен Господь, Который утвердит нас и сохранит от лукавого..." (Второе послание Апостола Павла к Фессалоникийцам, 3 гл., 1-3.).
Благословите, Батюшка. Я преподаватель ОПК в общеобразовательной школе , порой сталкиваюсь с затруднениями , связанными с объяснением некоторых вопросов .
В частности , как можно в доступной форме объяснить невоцерковленным детям для чего Господь дал нам заповеди блаженства . Ведь все люди по своей сути грешны , и практически невозможно жить по этим заповедям , то есть к исполнению заповедей блаженства мы можем только стремиться ? Но если ребенок не ходит в храм Божий , сможет ли он понять , для чего нужны эти стремления?
И еще один вопрос - как объяснить детям смысл пословицы : " На Бога надейся , а сам не плошай "? Спасибо.
"На Бога надейся, а сам не плошай" - это пословица том, что Господь нас без нас не спасает. Человек призван к сотрудничеству с Богом. Не нужно видеть в пословице противопоставление: человек - Бог. Именно сотрудничество. Оно в природе человека и в промысле Божьем.
Батюшка, благословите! Я знаю, что в алтарь воспрещено входить женщинам. Но недавно к великому удивлению узнала, что также воспрещается входить любому, кто не совершает службу. Так ли это? Если действительно это правда, то мы тогда постоянно нарушаем древние правила Соборов.
И еще один вопрос - в нашем обществе существуют много вероисповеданий, и почему у православных считается, что только православная вера - истинная . Разве другие религии не приводят к Богу? Ведь у них тоже есть церкви, молитвенные дома. Благодарю.
Ольга
Начнем с того, что посещение молитвенных собраний обязательно не только для православных, как вы пишите, а для всех конфессий, вероисповеданий и даже сект. И второй вопрос вы задали, мне думается, вовсе не потому, что, как князь Владимир, креститель Руси, хотите веру выбрать, а потому, что никакая вера вам не нужна. Вам же достаточно "жить по закону своей совести". Что же, поговорим о вашей совести. Откуда она у вас? Правильно, от Бога. Для чего она нужна? Правильно, для того, чтобы, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, делать благо и бегать злаго. Но люди, к сожалению, предпочитают жить не по совести, а по своим хотениям, страстям, а совести своей затыкают рот вот такими вот рассуждениями, как ваши, чтобы отодвинуть от себя Бога и Его правду. Когда-то Господь посылал к людям пророков, чтобы обличить их "жизнь по совести". Пророков побивали камнями, бросали во рвы с хищниками, убивали. Тогда Господь послал к людям Своего Сына. Его, вы, вероятно, слышали, иудеи распяли на Кресте. Причем, решение это принималось тоже "по закону совести". Ну а сегодня нашу совесть пытаются примирить с однополыми браками, с узаконенными извращениями, с тем, что "белое"- это "черное", а "черное"- это как раз "белое". А для того, чтобы "белое" было "белым", а черное"- "черным", Господь и оставил нам Свою Церковь. "Я говорю тебе: ты- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах..." (Мф. 16, 18-19). Как видите, Церковь создана Самим Христом. Им же дана власть апостолам и их восприемникам "вязать и решить", то есть, отпускать грехи. Вы, конечно, можете дома сокрушаться о своих грехах. И хорошо, что вы это делаете. А вот отпустить их себе сами вы не можете. И соседка этого не сделает. Это может сделать только священник, если вы придете к нему в церковь с покаянием. Что и советую вам сделать поскорей.
Батюшка, спасибо большое за ответ на мой вопрос. Я все прочитала, пожалуй, соглашусь с ответом. Но все-таки ... остаюсь при своем мнении, что молитва моя к Богу - это настолько личное обращение, даже я бы сказала, сокровенное. Я извиняюсь, но говорю именно про себя, ни в коем случае не задеваю других, и именно для меня более приемлемо, когда я нахожусь в молитве в уединении, т.е. если идти в церковь молиться, то дома получается молиться лучше.
А вот о том, что только в храме можно получить разрешение от грехов - опять же извиняюсь, что говорю слова, совсем не подходящие для православного сайта, но ведь это правда, что вышел человек из храма, только что исповедовался, и тут же снова повторяет свой грех. Разве не так ? Получается, что тогда все напрасно - исповедь, покаяние, разрешение от греха, когда я знаю, что не удержусь, нагрешу снова...
И еще - часто говорим с подругой, что скорби - это наш крест, это Господь посещает, не отвернулся значит. Так разве Любовь Господа в этом и заключается, чтобы человек страдал ? Зачем Ему так нужно ?
Ольга
О страдании.
Этот путь избрал не Бог для человека, а человек, послушавший древнего змия, и ослушавшийся Бога. И не Бог придумал страдания для человека. Просто страдание везде, где нет Бога, а человек добровольно покинул Его. Тогда Бог так же добровольно пошел на страдания, на Крест. Пошел ради человека. И в этом Его любовь к нам. И что можно было сделать лучше, больше? Господь не запрещает вам молиться в уединении, напротив, даже говорит, чтобы мы, молясь, вошли в клеть свою, то есть, в уединение, в ту самую сокровенность, о которой вы говорите. Но частная молитва не противопостовляется соборной. Просто "там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них". Разницу чувствуете? Мы говорим друг другу: "Христос посреди нас". Он нас объединяет, таких разных, противоречивых. "Не хорошо человеку быть одному". А что касательно повторяющихся грехов, то здесь нужно понять: хотите вы со своими грехами жить дальше, устраивают они вас, или нет? Если устраивают, если вы решаете, что все равно будете грешить и дальше, ни в чем не меняясь - то ваша исповедь, действительно надругательство над таинством и участие в распятии Христа. Тогда, действительно, лучше не ходить в храм, жить себе в удовольствие, грешить. Но тут уж Бога не приплетайте, ни про какие молитвы не говорите, ибо "что может быть общего между светом и тьмою"?! Но будьте готовы платить по всем счетам - от здоровья своего и ребенка до всего, чего угодно. Повторяю, не Бог так устроил, а вы сами, избрав того, кто ведет вас ко греху, кто никогда благоворительностью и милосердием к роду человеческому не отличался. А если вы осознаете свою слабость, просите у Бога помощи в исповеди, причастии - это другое дело. Господь велел прощать брату и до семидесяти раз. Никто не считает ваших падений - так не считайте падений братьев и сестер своих. Кто вас поставил у дверей храма осуждать их: "Вот она исповедалась - сейчас пойдет грешить". Грех греху рознь и человек человеку тоже. Один легко может разом бросить дурную привычку, в корне поменять свою жизнь, а для другого подвиг просто трезвым прийти к священнику на исповедь. Но Господь целует и доброе намерение человека. И от Иудиного поцелуя он не уклонился. Бог долготерпелив. До времени Господь нас не судит. И нам не подобает судить никого, только себя. Но не говорите, что в Церкви вы не получали силы для борьбы с грехом, не получали облегчения, когда очищались от грехов. Просто сейчас вам стало это не нужно. И Церковь здесь не при чем. И вы должны понять просто, что христианин - это не тот, кто имеет привычку креститься и ходить в храм, а потом на церковной завалинке легко "лузгает" грехи ближних. Не ориентируйтесь на них и не оправдывайте их теплохладностью своего охлаждения к вере. Христианин страдает со Христом, умирает с Ним и с Ним воскресает. Христианину Господь дарует опыт Победы. И даже малый такой опыт попирает эти глупые страхования: "вот покаялась - сейчас снова согрешу". "Господь защититель живота моего - кого устрашуся?!" А вот вне Церкви, действительно, есть чего бояться. Вот лишат вас ребенка и прав родительских только за то, что не будет у вас в доме фруктов или за то, что шлепнете свое дитя по мягкому месту. Про "Ювенальную юстицию" слышали? Или посмотрите на улице с иронией на целующихся в засос геев - схлопочете штраф. Это актуально уже на Западе, завтра будет и у нас. Это я по поводу "человеческой совести" и общественного мнения вне Церкви... Да, Ольга, и наше сообщество не безгрешно. Но среди нас Христос...
Батюшка, может быть Вы не в курсе, но широко известный Иван Охлобыстин сегодня выставил свою кандидатуру на предстоящих Президентских выборах. Предлагает какую-то программу духовно-морального возрождения России. Представляете! Ряд политиков высказались, что у него ноль шансов, а он высказался, что ноль шансов у них! Сейчас он в новостях на первом месте, а по популярности, согласно опросам и интернету, уже на пятом месте! Ничем еще не отличился, а уже такая бешеная популярность! И в нашей Стране Дураков может случиться ЧТО УГОДНО! Это необычно, как снег на голову - все только его теперь и обсуждают. От привычных политиков всех уже трясет, а это - шоумен, и в этом он мастер! Спросила тут у племянника, а он говорит, что вот за него и буду голосовать, потому что - ПРИКОЛЬНО! Вот такое объяснение, молодежное, так сказать! Так и будем неожиданно жить в "прикольной" стране с "очень прикольным Президентом". Я некоторое время следила за этим в целом неординарным и талантливым человеком, но потом в конец запуталась. Его последние сериалы, фильмы и шоу - ужасающие, он предельно циничен и часто жесток, а в рекламе даже пошл - этакий "герой нашего времени". Не понятно, он сейчас все еще батюшка? Служит? Но его же вроде отстранили? А теперь РПЦ выступает категорически против его намерения. Значит он не отлучен. Что же он, все еще батюшка, а тогда как он все это ухитряется совмещать? Если Вы в курсе, разъясните пожалуйста. И еще хотелось бы понять, что имел в виду отец Димитрий Смирнов, когда в одном интервью называл Охлобыстина для нашей Церкви фигурой уникальной. Тогда он ( отец Иоанн) еще был в сане и вопрос был, почему его благословили на съемку в фильмах весьма сомнительного содержания ( "Пуля-дура", например), намекая на то, что священнику запрещено быть актером. В чем "уникальность" этой фигуры? Вы лично хотели бы, чтобы у нас был такой "прикольный Президент"?
Екатерина
Миром правит Бог. Исключение не составляет даже наша удивительная страна. Теперь об Иване Охлобыстине. Это, безусловно, талантливый и очень обаятельный шалопай. Помните, в "Калине красной" есть такой эпизод: главный герой доводит родителей Любы Байкаловой до "аварийной риски", когда вот-вот рванет, а потом обезоруживающе хлопает по колену, улыбается и говорит: "Не обижайтесь на меня. Просто я человек веселый..." Сейчас сказали бы "прикольный". Вот и Охлобыстин такой... Думаю, он человек целостный и искренне верующий. И умный. И надежный. Лично мне он очень симпатичен. Но вот день его рукоположения в священники - совершенно случайный день в его творческой биографии. Это, конечно, мое сугубо личное мнение. Спросите любого более-менее нормального священника, какое наказание для него самое страшное? И вам будет ответ: запрещение в священнослужении. Мы грешные люди, но мы живем от Литургии до Литургии. Я видел многих священников, которые в благостном утомлении от главной службы не спешат уходить после Литургии из Алтаря, потому что за пределами храма мир, а в мире - грех. В Литургии для нас, священников, все: и надежда на наше исправление, на то, что Господь ведомыми Ему путями спасет нас, и сила нашей проповеди, и оплот нашей веры, и источник любви. Умереть в храме, после совершенной Литургии,- нормальная мечта каждого нормального священника: конь умирает в своей борозде. Без Литургии священник деградирует, омирщвляется, перестает быть священником. И я думаю: если отец Иван Охлобыстин может годами обходиться без Литургии (не причастия, а именно совершения Литургии), вероятно, и не стоит ему потом, когда он отснимется во всех своих фильмах, возвращаться к священническому служению? Не его это. Мое такое мнение. Хотя я его очень люблю и молюсь за него.
Батюшка, сказано, что нужно беречься лжепророков, маскирующихся под агнцев и что их можно узнать по их плодам. Тут и опасность - пока появятся плоды, они успевают много нагородить и смутить множество людей, а когда засвечиваются - меняют образ деятельности, часто одно название на другое и опять за старое! Плоды не сразу вызревают, а как сразу разобраться, кто стоит перед тобой. Православный ли это человек или замаскированный сектант? Ну, протестантов, иеговистов, мунистов и разных восточников раскусить просто - они и не скрываются, их с порога уже видно. Но у нас тоже, оказывается, и попы какие-то запрещенные есть и некие самозванные старцы, у некоторых, как я понимаю, и храмы и приходы и масса последователей и все в платочках или с бородами - на всех кресты, иногда размером с вериги, но на них же не написано, что они запрещены. Это просто кто-то знает и сторонится, но ведь далеко не все! Не документы же спрашивать, или как?
Павел
Между прочим, документы - вещь не последняя. У священника, если он приехал из другой епархии, должно быть командировочное удостоверение. А вообще... " молитесь... чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Но верен Господь, Который утвердит нас и сохранит от лукавого..." (Второе послание Апостола Павла к Фессалоникийцам, 3 гл., 1-3.).
Благословите, Батюшка. Я преподаватель ОПК в общеобразовательной школе , порой сталкиваюсь с затруднениями , связанными с объяснением некоторых вопросов .
В частности , как можно в доступной форме объяснить невоцерковленным детям для чего Господь дал нам заповеди блаженства . Ведь все люди по своей сути грешны , и практически невозможно жить по этим заповедям , то есть к исполнению заповедей блаженства мы можем только стремиться ? Но если ребенок не ходит в храм Божий , сможет ли он понять , для чего нужны эти стремления?
И еще один вопрос - как объяснить детям смысл пословицы : " На Бога надейся , а сам не плошай "? Спасибо.
Галина
Христа
и христианство можно принимать, можно не принимать, но ни в коем случае
нельзя упрощать, а тем более - адаптировать к этому греховному миру!
"Что может быть общего между светом и тьмою"?! А объяснить нужно просто:
чтобы войти в Царствие Божие, нужно стать святым, ибо рядом со Святым
Богом не будет ничего нечистого. А чтобы стать святым, нужно усвоить
типологию святости, что и есть Заповеди Блаженств. Но Заповеди Блаженств
нужно воспринимать в контексте всей Нагорной проповеди, которая есть
суть и соль всего Нового Завета. Вообще учитель, если он сподобился
такой чести преподавать в курсе ОПК основы христианства, должен
объяснить главное: христианин - это тот, кто умер со Христом и со
Христом воскрес к новой, духовной жизни, а не тот, кто пообвыкся в
церкви и знает, как правильно ставить свечки. Покажите детям Распятие.
Скажите им, что нельзя лишь отчасти быть распятым. Нельзя и немножко
умереть. И в Царствие Небесное невозможно попасть чуть-чуть.
Христианство -это не разменная монета..."На Бога надейся, а сам не плошай" - это пословица том, что Господь нас без нас не спасает. Человек призван к сотрудничеству с Богом. Не нужно видеть в пословице противопоставление: человек - Бог. Именно сотрудничество. Оно в природе человека и в промысле Божьем.
Батюшка, благословите! Я знаю, что в алтарь воспрещено входить женщинам. Но недавно к великому удивлению узнала, что также воспрещается входить любому, кто не совершает службу. Так ли это? Если действительно это правда, то мы тогда постоянно нарушаем древние правила Соборов.
Анастасия
Да,
женщинам воспрещено входить в Алтарь, кроме монахинь, имеющих на это
благословение. В Алтарь для совершения богослужения входят
священнослужители, их помощники алтарники. Прочие лица мужского пола
могут входить в Алтарь только с благословения правящего Архиерея или
настоятеля храма. И в этом нет никаких нарушений правил Соборов. Хочу
напомнить, что Первый Вселенский собор возглавлял император Константин,
к тому моменту еще даже и не крещеный. Но мне искренне жаль тех женщин,
которые по роду своей профессии (музейные работники, например) входят в
Алтарь, в том числе и Царскими вратами, прикасаются к Священным
сосудам, Святым Крестам с мощевиками, к напрестольным Евангелиям,
Антиминсам… Вот это безнаказанным не останется.
Батюшка,
благословите! Обратил внимание на то, что 13 и 52 псалмы почти
одинаковы. Разночтения очень небольшие и тем не менее, мы имеем два
разных псалма. Объясните, в чем их разница и с чем связано то, что они
так похожи. Ведь это скорее исключение, других таких примеров в Псалтири
нет. Спаси Бог!
Михаил
Согласен,
по сути дела это один и тот же псалом. Разница действительно небольшая,
но она имеется. Если бы авторы у 13 и 52 псалма были разные (к слову
сказать, у Псалтири Давида, кроме Давида, авторами являются еще Моисей,
Соломон, Асаф, Еман, Ефам (он же Идуфим) и сыновья Кореевы), то можно
было бы возмущаться. Но тут автор один, царь и пророк Давид. А он, как
известно, был человеком творческим. А в творчестве автор очень часто
одну и ту же тему интерпретирует по разному. Вот перед вами одно и тоже
полотно, выполненное дважды. Но в одном из них есть несколько совершенно
других мазков, которые задают совсем другую тему. Вот и задание: найди
отличие, пойми разницу. Советую воспользоваться толковой Псалтирью.
Батюшка,
всегда думала, что Библия - Священная Книга. А тут прочитала тут Книгу
Песен. А вот что тут священного, не понимаю. Честно говоря, все в духе
Омара Хаяма. И извините, это постоянное воспевание вина, всяческих
чувственных удовольствий и женских прелестей, а где целомудрие, где
борьба со страстями? Как вообще эта книга попала в Библию и почему?
Только потому, что автор ее Соломон?
Наталия
Библия
- Священная книга, Вы правильно думали. И Песнь Песней Соломона
исключением не является. В этой книге, согласно святоотеческому
пониманию (Григорий Нисский), Соломон поэтическим языком выразил
возвышенный идеал беспредельной любви Бога к людям и людей к Богу,
подобно любви жениха и невесты. Пророческое возвещение таинственных
отношений между Христом и Церковью вообще, и между Христом и каждой
душой человеческой, обращающейся к Богу… Это не мое мнение. Я здесь
привел абзац из учебника Ветхого Завета для 4 курса семинарии.
Канонической эту книгу считают и иудеи, верные синагоге, и православные
христиане. Некто Федор Мопсуетский со товарищи выступил против
канонических достоинств Песни Песней, за что был осужден Пятым
Вселенским Собором. Так что тут все очень серьезно, и я не советую Вам
придерживаться мопсуетской ереси.
Батюшка,
Ваше отношение к восточным единоборствам? Можно ли заниматься
православному? Знаю некоторых тренеров, которые раньше занимались карате
или ушу, а сейчас назвали это какими-то славянским единоборствами, типа
"древнерусские ратоборства", повесили в зале икону и продолжают
заниматься тем же самым карате или айкидо под новым названием. Это
по-моему уже совсем никуда не годится, - чистая погоня за модой. А вот
просто заниматься карате или ушу и быть православным, в храм ходить -
это возможно? Спасибо!
Иван
Я
очень жалею, что не занимался этими единоборствами в детстве, что не
нашел возможности обучить этому своих двух пацанов. Конечно, нужно
внимательно к этому относиться, не бросаться с головой в омут, но и
излишние страхования ни к чему. Мужик должен быть бойцом, воином. Это
очевидно. А думать о том, что души наших детей заберут восточные
учителя- это значит не доверять их русской душе. В нашем генофонде есть
память и о нескольких веках монгольского ига, и о почти восьми
десятилетиях коммунистического-атеистического насилия, о нескольких
годах хождения почти всей Руси под фюрером… Так что… Не вижу тут
проблемы. Пусть и карате, и ушу, если это на пользу. Петр Великий сделал
же нам в свое время прививку. Больше доверяйте своей крови. Ну и Церкви
не оставлять, конечно. Вот такое мое мнение.
Батюшка,
видел икону, где изображен преподобный Серафим. В руках у него лестовка
вместо четок. У меня же как-то в свое время отложилось, что это
принадлежность староверов. Если я не прав, поправьте, пожалуйста, ведь
Серафим Саровский точно никакого отношения к староверам не имел.
Андрей
А
преподобный Сергий? Старая Церковь - это не всегда староверы. Просто
староверы, на мой взгляд, смотрят только в прошлое, а мы, православные, и
в прошлое, и в настоящее, и в будущее. Пусть Вас не смущают лестовки.
Это те же четки. Просто по ним нужно Исусову молитву читать, а не
хлестать ими по мордам неверных.
Батюшка,
ответьте, ваше мнение очень важно! Можно ли строить, ремонтировать и
расписывать православные храмы представителям других конфессий,
например, мусульманам. Вообще, сейчас исламский вопрос стоит остро (
Кондопога, московские события прошлого года, недавняя Сагра, баксанские
события, бесконечные стычки в Дагестане и еще сотни менее известных, но
от этого не менее важных случаев), даже у нас в Переславле их все
больше, появляются уже и женщины в хиджабе, а это значит, что переезжают
семьями и формируется их община-умма. Знаю, что известному миссионеру
убиенному отцу Даниилу удалось за всю его практику обратить в
христианство около 100 мусульман ( для одного миссионера - это довольно
много, но по сути - капля в море!, ведь ежегодно переезжают сотни
тысяч), причем он подчеркивал, что это было крайне трудно, если человек
уже состоял в общине и был активным последователем этой ереси ( пишу
так, потому что разделяю исконные взгляды Церкви, идущие еще от св.
Иоанна Дамаскина ( в его труде "О ересях" довольно подробно описываются
агаряне и их еретические заблуждения) и почему-то в последнее время
измененные в угоду толерантности или еще чего-то подобного). Случалось
ли Вам лично общаться с убежденными мусульманами, удалось ли обратить
хоть кого-то из них в христианство? Спасибо.
Павел
Я
бы не акцентировал внимание только на мусульманах. Меня, например, не в
меньшей степени тревожит увеличивающееся влияние армянской диаспоры,
хотя они и христиане. Идет активное размывание русского народа, русских
традиций, основ бытия. И религиозные вопросы возникают все-таки на фоне
этих этнических проблем. Я не принадлежу ни к какой партии, но мне
понравился один плакат ЛДПР, который повесили в нашем городе как раз
напротив армянского «Оазиса» (ночной клуб, казино, стриптиз, и т.д.) А
плакат такой: «Хорошо русским - хорошо всем.» Жаль, не долго он
провисел. А правильный плакат. Если русское влияние в России ослабеет -
случится катастрофа. Повторятся 90-е, только уже не в Чечне и не в
Средней Азии, а у нас за окном. Что же касается мусульман. Я не знаю,
как мусульманин будет расписывать храм, но вот плиточные, цементные
работы они проводят хорошо, и я не вижу никаких причин отказывать им в
этом. Я не имел практики обращать мусульман в православие, но хочу
сказать, что о. Даниил был убит не на 100 обращенных мусульман. Вера -
категория не количественная. «Бог не в силе, а в правде» - слова
Александра Невского. А вообще имейте образок Казанской иконы Матери
Божьей, внимательно читайте ей акафист.
Батюшка,
откуда пошла у православных устойчивая традиция устраивать дома
кошатник, всячески привечая кошечек и котиков, а вот по-настоящему
преданные и честные собаки - существа какие-то нечистые что ли и их
место во дворе на цепи или в будке, от чего любая собака действительно
озвереет?
Ольга
Среди
православных дурней я видел не мало, но не обижайте: не все
православные - дурни. Держите собаку дома, если хотите, и не слушайте
всякий бред по этому поводу. Уверяю Вас, к Православию это не имеет
никакого отношения.
Батюшка,
благословите! Помогите если можете! Как вымолить у Бога свою Половинку?
Как его найти? Что делать чтобы его найти? Живу одна уже много лет,
устала от одиночества. Ведь Господь Сам сказал - не хорошо человеку быть
одному!!! Почему Он не даёт мне мою Половинку для создания православной
семьи???
Наталия
Вы
просите у Бога "свою половину", то есть, мужа. Искренне хочется Вам
помочь, потому что желание Ваше вполне искренне, в нем нет ничего
дурного. В сам деле, честное супружество вполне законное и богоугодное
желание, как и чадородие... Но что-то не получается... Или мужчины ищут
не тех отношений, или слишком ... "пресным и правильным" вдруг покажется
тот мужчина, который по всем внешним параметрам мог бы подойти для
создания "православной семьи". Картина мне кажется такой или примерно
такой. Что тут скажешь? Ведь в самом деле "не хорошо человеку быть
одному"! Я думаю, что прежде чем у Бога просить "вторую половину", нужно
в первую очередь обратить внимание на себя, на то, что есть собственно
Вы, то есть, "первая половина". Посмотрите на себя, будто Вы на ладони,
"разожмите ладонь". "Так ли это? Того ли я хочу? Не лукавлю ли я с
Богом?" Ведь бывает иногда так: человек в глубине души своей ищет
одного, а по жизни своей, по привычкам, наклонностям, по облику своему-
совсем противоположного... Для этого нужно хорошенько исповедаться,
разобраться в "тайных пружинках своей души". Исповедаться нужно так,
чтобы на душе стало светло и чисто. Свечи, горящие в руках венчающихся в
церкви, именно это и символизируют: чистоту перед Богом и открытость
Ему. А потом уже нужно молиться, просить, чтобы Господь устроил вашу
жизнь по премудрому Своему промыслу. Не стесняйтесь попросить об этому
батюшку, к которому придете Вы со своей исповедью. Хорошо бы, чтобы за
Вас помолился весь приход... Но помните, что даже подпись настоятеля с
печатью храма на бланке венчания не заменит Вам любви. Не обманитесь!
Помоги Вам Господи!
Как
можно молиться за продажных и лицемерных представителей наших властей,
которые занимаются целенаправленным уничтожением своего же народа,
набиванием собственного кошелька, при этом замалчивают настоящую
гражданскую войну, разворачивающуюся на Кавказе, крайне тяжелую ситуацию
на Дальнем Востоке и это на фоне всеобщего пьянства, наркомании разрухи
и нищеты одних при сытом бесновании других. Если имеется в виду власть
православная, от Бога, то наша современная не имеет к этому ни малейшего
отношения. И за кого нам молиться, если власти наши по сути
антихристианские, языческие?
Константин
Как
русский человек и гражданин нашего многострадального Отечества я с
Вами, Константин, полностью согласен. Но как христианин... Скажите,
Константин, Вы считаете наш народ верующим?! Только честно?! Нет, не по
переписи населения и не по факту крещения, а подлинно, чтобы всем
сердцем, всей крепостью своей?! Мы, православные христиане, очень часто
идеалом власти видим для себя православную монархию. Но в Православной
Российской империи Великим постом закрывались мясные лавки и
увеселительные заведения. А Вы, Константин, собираетесь поститься? А
Ваши родственники, друзья, соседи? А я Вам как священник скажу:
подавляющее большинство наших с Вами сограждан поститься не будут!!! И
это при том, что все прекрасно понимают, "куда все катится"! А ведь
жители н е ч е с т и в о й Неневии, узнав от пророка Ионы о грядущем на
них гневе Божьем, все постились - "от человека до скота"... От царя до
последнего раба...Они не были светлыми гражданами православной
Российской империи. Они были темные язычники... Так что причем тут
власти? Власть - зеркало, а точнее, уменьшительная линза народа... Да,
велика власть от Бога, но что посеяли, то и жнем! ... Между прочим,
последний наш император Николай Алексндрович Романов именно тогда
увидел, что империя его рушится, что кругом подлость, трусость и
предательство, когда в Верховной ставке своей в Могилеве Великим постом
за одним из обедов в тарелках своих генералов увидел у всех мясо... Это
был февраль 1917 года... А что касается церковной молитвы "о властех и
воинстве"... Богослужение- это икона. Оно отображает этот (далеко не
идеальный) мир "в отсвете горнего мира". Оно соединяет их в себе, и
тленное, дольнее врачует дыханием вечного, горнего. Если хотите, наша
молитва "о властех и воинстве"- это последний вздох надежды за Россию...
И эта молитва- молитва именно церковная, соборная, богослужебная. В
молитвословах частных (утренних и вечерних) нет таких прошений "о
властех и воинстве". Так что никто Вас, Константин, за них молиться не
просит. С Вас довольно будет помолиться за себя, за сродников своих,
близких и дальних... Помолитесь за своего непосредственного начальника.
Через свою молитву Вы увидите в нем те добрые черты, которые раньше для
Вас были скрыты... И этого, повторяю, довольно будет с Вас... Простите
меня, грешного...
Почему
Иисус Христос постился в пустыне ровно сорок дней и ночей - не больше и
не меньше? Какой в этом смысл? И еще, никак не пойму, как Он, вообще
мог взалкать ( в переводе это слово значит сильно захотеть есть или
страстно чего-то возжелать (той же еды, например). Он же Бог, причем тут
страстные желания? И дальше, Самого Бога начинает искушать сатана. От
святых и то бесы разбегались, а тут приступил искушать Самого Бога.
Причем он даже ничуть не стесняется, спокойно так беседует, целых три
вопроса задает. Как это вообще возможно? Поясните, пожалуйста.Алексей
Господь
постился сорок дней - ровно столько, сколько постился Моисей и пророк
Илия. " Если бы, - замечает св. Иоанн Златоуст,- Христос далее продолжал
пост, то многим это могло бы служить поводом сомневаться в истине
воплощения". Св. Кирилл Александрийский говорил: "Он не хотел превзойти
меру древних постников и потому, чтобы противник (дьявол) не уклонился
от борьбы с Ним..." Вы совершенно правы, Алексей, Бог не может "алкать и
жаждать". Но Христос Богочеловек. Он имеет еще и человеческую природу. И
в сорокодневный пост в пустыне постилась и изнурялась Его человеческая
природа. Этот пост, с одной стороны, был приготовлением к тем подвигам и
страданиям, которые Ему предстояли. С другой стороны, пост и уступка
человеческой природе привлекли к Нему врага. Блаженный Феофилакт
уточняет: "Господь взалкал, чтобы дать случай дьяволу приступить к Себе и
сразиться с Собою, и таким образом поразить его и низложить, а нам
даровать победу". Будем помнить, что Христа именуют "новым Адамом". Он
пришел исправить то, в чем не устоял "ветхий Адам". Первый Адам не
выдержал в Раю легкого поста. Новый Адам, Христос, возлагает на себя в
пустыне предельно тяжелый пост и выдерживает его. Первый Адам не
выдерживает искуса Сатаны (похоть плоти (желание запретного плода),
похоть очей (вожделенный вид запретного плода) и гордость житейская
(будете как боги!) и совершает свое падение. Новый Адам, только вступив
на поприще земного подвига, побеждает врага последовательно по этим трем
искусам, чтобы через свою человеческую природу узаконить эту победу
человечеству. Человеческие страдания Христа во время поста - это тоже,
что и раны Его на пречистом Его теле после страданий и смерти на кресте,
те раны, которые своими перстами осязал Св. Апостол Фома после
воскресения Господа. Эти страдания не были иллюзорными, мнимыми...
Отвечая на вопрос, как искуситель мог приступить ко Христу? - св. отцы
утверждают, что тайна искупления до известного времени была скрыта от
нашего врага. "Князю века сего неизвестны были девство Марии, рождение и
смерть Господня" (Св. Игнатий Богоносец). "По высоте Божества Христос
был бы неприступен противнику, если бы через алканье не снизошел до
человеческой немощи" (Св. Василий Великий), и "дьявол воздвиг брань не
против Божества, которого не признал, но против человека, которого
древле мог ввести в обман и через обманутого (Адама) "распространил
действие злобы своей на всех людей" (Св. Афанасий Александрийский). Так
что "змей, почитающий себя мудрым, приступив к Адаму (Христу),
неожиданно встретил Бога и о крепость Его сокрушил свою злобу, как
шумное море сокрушается о твердый утес" (Св. Григорий Богослов).
Надеюсь, я ответил на Ваши вопросы?