ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ФЕОДОРА, ЕПИСКОПА ПЕРЕСЛАВСКОГО И УГЛИЧСКОГО •






РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ЯРОСЛАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ ПЕРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ  ГОРОД ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ДУХОВНАЯ МУДРОСТЬ




Сердце у человека - одно: когда оно ищет временного, тогда забывает о вечном.
Свт. Игнатий Брянчанинов

НОВОСТИ

КАЛЕНДАРЬ

страница 0



На бегущей строке нашего сайта в самом верху появилось высказывание святителя Иоанна Златоуста о посте. Там есть такие слова о том , что постом необходимо отложить свой гнев. Скажите , а если гнев все-таки возникает, то как его возможно вообще отложить? Благодарю.
 р.Б.Наталья

Увы, многие греховные страсти становятся частью нашей души, нашей личности и даже нравятся нам. Нам кажется, что с ними мы живее, "ядренее", интереснее. А вот отложим - и станем серыми и скучными, как рыбы в аквариуме. Это первое. То есть, не очень-то мы и хотим отложить грех. А если грех нас терзает, если мы страдаем от него, если мы осознаем, что он нас разрывает, убивает, если мы решаемся от него избавиться, то всегда это происходит с болью, мучительно. Мы просим Господа, чтобы Он избавил нас от гнева, Он и посылает нам людей, с которыми мы впадаем в гнев. И мы должны понимать это и учиться бороться со своим грехом. А вот для того, чтобы отложить грех, нужно, чтобы он на нашей душе, как болячка на теле, подсох и отвалися. А что для этого нужно? Нужно, чтобы грех лишился своей питательной среды, своих истоков. А для того, чтобы понять, у какого греха какой исток, нужно святых отцов читать, Иоанна Лествичника. Вот гнев, например, возникает от тщеславия, гордости, от сребролюбия, от чревоугодия. Иоанн Лествичник отцом гнева считает надмение. Сначала нужно стяжать молчание, не отвечать на гнев, направленный на нас. Затем - смирение. Если достигнете этого, легко отложите гнев, как говорит Иоанн Златоуст.  

 



Батюшка, благословите. У меня возник такой вопрос. У моего сына , Вы знаете сами, есть лучший друг . Он мусульманского вероисповедания. Дети уважают друг друга, ходят друг к другу в гости. Когда я отпустила его к ним в гости и велела прочитать там житие преподобного Сергия Радонежского, то они оба читали его, потом вместе мне рассказывали. На праздник Пасхи я угощаю детей куличом или яйцом. А сегодня пришла к нам мама того мальчика и с большой радостью позвала Ваню к ним в гости, сказала, что у них большой праздник - Курбан-байрам. Милостью Божией, Ваня в этот момент был не дома - у бабушки, поэтому я поздравила их с праздником и сказала, что Вани нет дома. А если бы он был? Как в таких случаях мне следует поступать? Так как все рано такой момент может повториться. Спаси Вас Господи. 
Наталия

Очень хорошо, что дети уважают друг друга и ходят друг к другу в гости. Это нужно поддерживать. И если каждый из них расскажет другому что-то о своей религии - это тоже неплохо. Но есть в каждой религии, в том числе в христианстве (православии) и в исламе некоторые ключевые принципиальные положения, которые, собственно, и делают религию мировоззренческой основой бытия, а не набором бытовых штампов по типу катехизиса кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!" "Курбан-байрам"- это праздник жертвоприношения. Он является частью хаджа, исламского паломничества в Мекку. В первую пятницу Великого поста у нас в храме служился молебен Феодру Тирону и освящалось коливо - пища, которая должна постящимся заменить идоложертвенную пищу. Мусульмане, конечно, не язычники. То, что вспоминается в "Курбан-байраме", восходит ко временам патриарха Авраама, когда он собирался принести Богу в жертву своего сына Исаака. Правда, мусульмане, вместо Исаака поминают Измаила, своего родоначальника. Но все равно этот праздник - существенная часть ислама. У мусульман тоже есть пост. Исходите из того, что, случись Пасха в мусульманский пост, мусульмане не стали бы принимать от вас и вкушать куличики и пасхи в свой пост. И они отнюдь не обидятся на вас, если вы доходчиво объясните им, что теперь у нас пост, причем самый главный, Великий, и мы в этот пост не вкушаем мясной и прочей скоромной пищи не потому, что не уважаем людей другой веры, не уважаем их веру, а потому что у нас Великий пост. Уверяю вас, мусульмане не только не обидятся, но и еще больше будут вас уважать. Но в "Курбан-байраме" есть еще одна составляющая часть - это гостеприимство, общение людей, а вот в этом обижать людей не нужно. Можно прийти вместе с сыном к ним в гости, попить чайку, пообщаться. И всем от этого будет хорошо. И в этом отношении вы нисколько не нарушите поста. Вы Богу угодите, потому что наш Бог - любовь. Помните об этом.  

 



Батюшка, в одной из своих проповедей Вы рассказывали о том , что самое главное для любого человека - это стяжание Духа Святого. Именно так говорил святой батюшка Серафим Саровский. А как нам , далеко не святым , обыкновенным людям понять получил ли я эту благодать Святого Духа , и если получил , то как почувствовать со мной ли она или отошла? Может, я буду думать, что стараюсь стяжать эту благодать, а на самом деле все наоборот.
Спаси Вас Господи.
Людмила
Вопрос интересный, конечно. Кажется, Исаак Сирин сказал, что благодати предшествует смирение, а наказанию - самомнение. Как еще узнать благодать Святаго Духа? По плодам. "Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание..." (Галатам, 5, 22) А еще по свету Христову в душе. Вообще мы все, конечно, знаем благодать Божию, живем ею. Когда благодать совершенно покидает человека, он, подобно Саулу царю, впадает в уныние. Но не всегда мы храним благодать. Нужно быть внимательней к себе. Осуждение ближнего, гнев отгоняет от нас благодать, как дым отгоняет пчел. А добрые дела, милосердие, незлобие - напротив, привлекают. И хорошо бы христианину каждый вечер спрашивать себя: в чем я за день преуспел? Между прочим, сокрушение сердечное тоже привлекает Божию благодать...

Батюшка, благословите! В чем разница между пустословием и празднословием? Кажется, что это одно и то же, но слова-то разные, так что может быть есть различие? Как не согрешать этими грехами? Мне сказали, что эти наши "маленькие слабости" после смерти будут первыми, за что нас не пустят на Небо! Вот как! Значит не такие уж они и "маленькие". И как можно не грешить этим - ну ведь постоянно языками цепляемся! Спасибо Вам! С праздником!
Анастасия
 
Праздность - корень многих зол. Не даром весь Великий пост мы вместе с преподобным Ефремом Сирином молимся, чтобы Господь избавил нас среди прочих грехов и "духа праздности", и духа "празднословия". В одном прошении святой указывает и на корень, и на производное из него! "В праздности скрыта духовная смерть" (преп. Исаак Сирин). А уста, открывающиеся для празднословия - это открытые врата ада. Пустословие кажется нам меньшим грехом. Отчасти это и верно. Но все равно это грех и грех коварный, потому что он сокрушает значение и силу Слова, лишает его ценности. Ни за какие грехи мы не будем давать такой строгий ответ, как за грехи именно словесные. Евангелие постоянно нам об этом напоминает. А Евангелист Иоанн свое благовестие и вовсе начинает таким вот духовным открытием: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог..." Так что это не маленькие слабости. Правильно Вам сказали. А для того, чтобы нам "не цепляться языками", как Вы говорите, чтобы нам не осуждать ближнего, нужно сторожить себя молитвой, как хороший пес сторожит жилище своего хозяина. Лезет вор, идет ли кто непрошеный- пес лает, хозяин предупрежден. Так и у нас должно быть. Появляется помысел осуждения, выскочило праздное слово- осекай, останавливай  молитвой: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)!" А душа дороже дома будет...

Батюшка, благословите! Апостол Павел сказал: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий." Что подразумевается под "ангельскими языками". Как человек может говорить, подобно ангелу, существу бесплотному, были ли примеры? Спаси Вас Бог!
 Олег

Ангелы - существа духовные, а посему ничего подобно нашим органам речи и слуха они, конечно, не имеют. Здесь Апостол как бы говорит: "Если я хвалю Бога обычным человеческим языком, или возвышаюсь до ангельского хваления..." (А.П. Лопухин. "Толковая Библия", 11 том, 98 стр.) Мы знаем, что ангелы пребывают в непрестанном хвалении Бога, но совершают они это, конечно, духовно. То есть, Апостол, указывает нам на ангельскую  духовную высоту, как на высший пример, чего может достичь человек, но если даже при этих достижениях я любви не имею - то я медь звенящая, или кимвал звучащий..."
 
Батюшка, благословите! Как правильно понять смысл  фразы "и воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра" из 17-го псалма? Как Бог, Творец всего (включая и Херувимов), который не ограничен в пространстве и времени может восседать на тварном существе - Херувиме, и зачем Ему нужен именно Херувим, чтобы куда-то лететь на нем, нестись на крыльях ветра?
Алексей
 

Язык Священного Писания очень образный. В Псалтири, в частности, можно найти массу примеров, где Богу приписываются свойства и качества человеческие. Нужно понимать, что Священное Писание, даже будучи боговдохновенным, - это литературное произведение, которое живет по законам своего жанра, имеет символы, образы, аллегории, метафоры, иносказания и т.д. И используются эти многочисленные литературные приемы для того, чтобы приблизить содержание к человеческому восприятию. Поэтому тот пример, который Вы приводите, тоже не нужно понимать буквально и дословно. В той образной картине, которую Вы приводите из 17 псалма, можно увидеть и надвигающуюся грозу, несущиеся по небу грозовые тучи, как предлагает нам посмотреть на образный строй псалма толкователь Библии Лопухин. Но для духовного взора этого будет весьма мало. Возьмем толковую Псалтирь. И она нам даст другое зрение: "И взыде на Херувимы"- это вознесение на небеса Христа Господа, Который воссел превыше всякого Начала и Власти, то есть, чина Ангельского...

Батюшка, здравствуйте. Мой внук не крещен. Ему четыре месяца. Собираемся окрестить его в мае месяце и раньше не сможем. Как за него молиться сейчас?
Татьяна

И сразу возникает вопрос у меня: а почему Ваш четырехмесячный внук до сих пор не крещен? Почему раньше мая Вы не можете крестить своего внука? Что мешает? Если Вы переживаете за своего внука, то нужно не задаваться вопросом, как сейчас за него можно молиться, за некрещеного, а крестить его поскорее. Я не понимаю вот такого отношения, честное слово! Вы подумайте: если с Вашим внуком что-нибудь, не приведи Бог, случится, Вы уже  никогда  и   никак  не сможете за него помолиться! Конечно, не нужно думать о самом страшном. Но думать нужно о самом главном! А самое главное- это не то, смогут ли, например, все Ваши уважаемые родственники съехаться до мая на крестины, а - крещение рожденного ребенка! Крестить нужно на 8-й день, на 40-й. Как можно скорей! И делается это не для родственников, а для новорожденного! Он родился на свет физически. Не грех ли задерживать искусственно его духовное рождение, лишать его молитвы, Причастия, Благодати Божией?! Ему сейчас 4 месяца. В мае будет все полгода. В этом возрасте ребенок начинает четко различать "своих" от "чужих". Священник для него с его "подозрительной" бородатой внешностью четко станет в разряд не только "чужих", но и "опасных". Вы придете его крестить - он будет кричать и брыкаться, вырываться из купели. Вы со своими родственниками хотите устроить праздник, а устроите трагедию, причините шок полугодовалому ребенку, отвратите его от Церкви на всю жизнь. И это Ваш грех...

Можно ли вместе с нательным крестом носить и иконку? И возможно ли на одной цепочке, или нужно на разных?
Татьяна
Можно. Но помните, что Крест наперсный важней иконки.

Отец Андрей! Как благословить молодых людей на брак? Какой иконой и какие при этом говорить слова? Спаси Бог.
 р.Б. Евгения
 
Начнем с того, что Великим постом не венчают и не благословляют на брак. Дождитесь "Красной горки". Это следующее воскресение после Пасхи, когда в Церкви возобновляются венчания. В этом году это будет 22 апреля. А благословлять нужно иконой. Если есть особо чтимая в Вашем роду икона, которая перешла от верующей бабушки, например, то этой иконой и благословляйте. Нет - любой другой. Как-то заведено благословлять иконой Матери Божией. Какой конкретно? Подумайте, помолитесь. Тоже и о словах, какими нужно благословлять. Самые нужные слова- это те, которые Вам Бог на душу положит... Помолитесь... 

Батюшка, сейчас на Сретение мы освящали свечи. Откуда пошла такая традиция? Эти свечи какие-то особенные и отличаются ли они от обыкновенных? Что с ними потом делать, когда принесем домой?
 Наталия
 
Сретение - это очень древний христианский праздник. Очень торжественно он праздновался в Иерусалиме в конце 4 века. В Константинополе этот праздник был введен в 6 веке при Юстиниане. Отсюда в 7 веке он переходит в Рим. Введенный около 450 года в Иерусалиме обычай носить зажженные свечи во время литургии на Сретение, сохраняется, между прочим, на Западе до сих пор. Отсюда и западное название праздника- "Светлая месса". И наша "сретенская свеча" восходит к тем же далеким временам. Чтобы понять, чем "сретенская" свеча отличается от прочих церковных свеч, нужно задаться вопросом, а что, собственно, вообще есть свеча? Мне ответят: свеча - это символ молитвы верующего человека. Так во всяком случае пишется в церковных книжках. Но это верно отчасти. Свеча - это еще и маленькое подобие Христа, Его Света, есть образ благодати Святого Духа. Вфлеемская Звезда приводит нас к празднику Рождества Христова, а цикл Рождественских праздников заканчивается праздником  Сретения, когда  как некий драгоценный Светильник принимает на свои руки младенца Христа освященный благодатью Святого Духа старец Симеон. И в чине освящения свеч на Сретение есть прошение, где мы просим у Господа такого же просвящения и поучения от благодати Святого Духа, чтобы также, как и старец Симеон, истинно познать и возлюбить Христа. Вот эту "тайну"сретенских свечей и разносят христиане по своим домам. И действие она имеет только по нашей вере, по нашей жизни, по нашему собственному свету. "Свет Христов просвещает всех!" 

Батюшка, отец Андрей! Страстные, эмоциональные взаимоотношения между мужем и женой, которые венчаны - греховны? Если да, то как вести себя тогда?, ведь любовь уже не может быть платонической, если люди в браке и живут вместе.
 Ольга

Мы понимаем, что человек имеет природу греховную, падшую. Но есть у нее как бы две стороны. Одна ведет к дальнейшему падению. И это бездна. У нее нет предела, действительно нет дна. А другая ведет к обузданию своей страстности. И вот тут часто возникает конфликт. Иногда человеку кажется, что с этим укрощением страсти он теряет некий "цвет жизни", некий "аромат любви". Он привык смотреть на блуд такими глазами, какие дает современное искусство,  общественная мораль. А это искаженный взгляд. Он боится правды. А правда простая: блуд - это страсть, это болезнь, которая уродует, порабощает человека. Блудник разнуздан, одержим. И в этой разнузданности он неукротим, пока не приходит укротительница - смерть с ее характерной улыбкой. Это как поезд, у которого отказали тормоза и который несется по горному извилистому склону вниз. Оно, конечно, круто, и дух захватывает, но вон тот поворот, ребята,  - последний... А вот обуздание страсти, господство над своей природой как раз-таки утончает человека, возвышает. Именно это дает цвет жизни и радость ее. И глубину. А как вести себя в браке, об этом читайте у апостола Павла: "Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием..." (1-е Коринфянам, 7 гл.) Где тут говорится о платонической любви? Где тут говорится, что мужчина не должен видеть в жене женщину, а жена в муже мужчину? Где говорится, что между мужем и женой не должно быть эмоциональных отношений? Непотребства быть не должно, распутства, разврата, разнузданности...
 

Батюшка, разъясните, пожалуйста. Я задаю вопрос от группы наших прихожан. Сейчас на время Великого поста по известным причинам мы закончили читать акафист Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Стоит ли продолжать читать заключительную молитву к Богородице ( не читая сам акафист ) с поминанием страждущих? Дело еще и в том, что несколько этих человек буквально с первых дней Великого поста ( то есть по времени это совпадает с окончанием чтения акафиста), ушли в запой. Спаси Бог.
Михаил
 
Начнем с того, что есть наша соборная молитва? Это некое магическое упражнение, как заклинание шамана, психическое воздействие на страждущего, как сеанс гипноза? Или все-таки нечто другое? К сожалению, некоторая часть православных христиан все-таки ищет в молитве некоторого шаманства, гипноза. То водичку святую подольют в пищу ничего не подозревающему домашнему пьянчужке, то акафистом по нему пульнут. И сетуют: вот, де, нельзя постом акафист читать, закончилось гипнотическое воздействие - он и в запой ушел, пьянчужка болезный... Дерзну высказать свое мнение: это неправильное отношение к молитве. Более того, при таком отношении и вовсе нельзя читать акафист "Неупиваемой чаше". Начнем с того, что в Церкви ничего не должно быть насильного и тайного от человека, за которого Вы молитесь. Одержимый недугом пьянства должен, во-первых, осознавать за собой грех, во-вторых, иметь твердое желание с ним порвать, в-третьих, должен сам участвовать в общей молитве за себя. А если за него молятся, а он за близкими с кулаками (а то и с ножом) бегает, матерится, кощунствует и богохульствует, в запой уходит - так ему не водичку святою подливать в пищу нужно, а просить Богородицу, чтобы Она пристроила его хоть в хирургическое отделение ... на растяжки!  Так и молиться нужно: "Матерь Божия! Приведи раба Божия (имярек) любыми путями к покаянию!" На растяжках, конечно, не весело, но есть ощутимый плюс для измученных родственников: хоть и не на долго, но человек зафиксирован и вынужденно трезв... И подумать есть время...
 


Батюшка, благословите! Откуда повелось так, что существует два разных тропаря Св. блгв. князю Александру Невскому? И как понимать сравнение его с Иосифом во втором тропаре? Спаси Бог!
 Наталия
 
Тропарь - это молитва к празднику, ко дню памяти святого. У Александра Невского два таких дня - 6 декабря и 12 сентября. Тропарь "Яко благочестиваго корене..." относится к празднику 6 декабря, а тропарь "Познай свою братию, Российский Иосифе..."- к 12 сентября, когда вспоминается перенесение мощей Александра Невского из Владимира в новую столицу Санкт-Петербург. Это перенесение состоялось по инициативе императора Петра Великого. А библейский Патриарх Иосиф воспоминается по исторической аналогии: израильский народ, покидая Египет, взял с собою мощи Патриарха Иосифа, исполняя его посмертное завещание быть погребенным в земле Ханаанской.

 
Батюшка, благословите! В Евангелии от Луки есть такие слова, когда Господь предсказывает наступление последних времен. Тогда Христиан предадут и родители, и братья и родственники и друзья, вплоть до того, что некоторых даже умертвят и все будут ненавидимыми за имя Христа. Родители, братья и родственники - это понятно. В первую очередь, тут родство по плоти, между ними может быть духовная общность, а может и не быть вовсе. А вот про друзей мне не совсем понятно. Именно друзья, ( "други" по-славянски ), а не какие-нибудь приятели или знакомые - это же в первую очередь духовная общность. Вот у меня лично в последнее время как-то само-собой все нынешние друзья стали ( ну или по крайней мере, пытаются стать) Христианами. Просто, например, предающий отец или брат так и остаются отцом и братом, а вот предающий друг, таковым перестает быть. Его можно, конечно, простить, но все же фактом сознательного предательства он сам отрекается от дружбы. Имеются в виду "бывшие" друзья или я как-то не так понимаю? Спаси Господи!
 Михаил
 
Друзья, не являясь близкими людьми по крови, образуют общность людей по другим критериям: по месту жительства (друзья детства), учебе (однокашники), месту работы (сослуживцы), службы и т.д. Любая из этих общностей может являть пример настоящей сильной дружбы, превосходящей и родственные узы, но ни одна из них не выдержит испытания настоящим религиозным чувством. И мы знаем массу таких примеров, когда армейские или школьные, или институтские друзья не узнают и теряют для себя своего друга, который искренне обрел Бога и не хочет быть прежним. Он бы  рад поделиться своим обретением со своими друзьями, только им этого не нужно! Им нужен прежний друг, а он уже другой! И они не желают этого понять и принять! И вольно или невольно они его предают. Вот о чем тут говорится. А если друзья стали христианами, если они идут одной духовной дорогой - то какие проблемы?  

Батюшка, почему многие православные духовники запрещают своей пастве келейно читать и изучать Библию во всей полноте и заостряют внимание только на Евангелиях и Псалмах, в то время как другие, наоборот, организовывают семинары, читают лекции, проводят беседы и настоятельно рекомендуют штудировать все Священное Писание от корки до корки? Хотелось бы узнать официальную позицию РПЦ по этому вопросу и лично ваш взгляд. Ваше мнение нам очень важно. Спасибо.
 Владимир
 
Священное Писание вместе со Священным Преданием есть достояние Церкви. И Русская Православная Церковь исходит только из этого обстоятельства. Никто не запрещает читать Библию. Но, изложенная Духом Святым, она и объясняться, истолковываться должна Им же. "Подобное познается подобным". А если не иметь этого опытного духовного руководства, то можно в такие дебри уйти, из которых человеку уже никогда и не выбраться. Что и происходит повсеместно. Тысячи сект существует. И большинство из них зарождалось как раз на почве произвольного толкования Священного Писания. И речь как раз идет не об изучении (штудировании) Священного Писания "от корки до корки". Пожалуйста, приходите в храм, приобретайте замечательнейшее издание - трехтомник толковой Библии Лопухина! Что-то не видно желающих. А дело в том, что речь идет о самовольном толковании, объяснении Библии, как подсказывает падший, помраченный грехом человеческий ум. И вот уже появляются толкователи, которые оправдывают содомский грех, мол, в Библии совсем не о том говорится. Конечно же, на таких толкователей спрос теперь будет большой, ведь парадам геев нужны духовные идеологи?! А при большом желании и скотоложству можно оправдание найти. Было бы желание. И заказ. 

 
Отец Андрей! Возможно ли появление в нашей стране в современных условиях монархии и Православного Царя? И так ли это на самом деле важно, какой строй в стране, Церковь-то все равно отделена от государства? И, кстати, ответьте еще тогда, открытые призывы к монархии, как то - лозунги, плакаты, шествия и демонстрации, являются ли видом исповедования Христианства? Спасибо Вам!
 Валерий
 
Думаю, что в современных условиях в нашей стране едва ли возможно появление монархии и Православного Царя. Я высказываю, естественно, свое личное частное мнение. Но я, как и большинство священников, считаю монархию наиболее приемлемой формой политического управления для России. Это видно хотя бы по тому, что ни одна политическая модель у нас не срабатывает. Царя у нас нет с 1918 года, и то, что было у нас при большевиках и после них можно назвать чем угодно, но только к существующим в мире формам политического управления это не имеет никакого отношения. А вот призывы к монархии в наши дни мне напоминают транспарант, который один мальчик вынес на Красную площадь, когда весь советский народ дружно ликовал по поводу полета вокруг Земли Юрия Гагарина. У этого мальчика был плакат: "Все - в космос!" Вот примерно также в наших современных условиях смотрится и призыв к монархии. 

  
Батюшка, отец Андрей! Есть заповедь - непрестанно молиться. Но как можно молиться постоянно??? Это же невозможно! Получается она просто невыполнима? Простите меня, Христа ради.
 Елена
 
А что Вы непрестанно делаете? Думаете. Вы даже ночью думаете, когда спите. Вы непрестанно беседуете со своими мыслями, с самой собой. А иногда и не с собой, а с кем-то другим... А с кем? С бесом. С ним непрестанно общаться можете, получается? С Богом, конечно, общаться труднее. Произвольно это не получится, как в первом случае. Но лиха беда начала. И пусть Вас не страшит кажущаяся невыполнимость цели. Начните с малого. Выделите хоть немного времени для общения с Богом, но делайте это внимательно и регулярно. Каждый день. Форточка мала, а всю комнату может проветрить... 

Отец Андрей, здравствуйте! Увидела на сайте приглашение к чтению Псалтири по соглашению. Можно ли тоже читать вместе с вами? Тогда надо будет прислать имена или как? И еще, я читаю недавно, и почти ничего не понимаю, о чем идет речь. Местами вроде понятно, а местами совсем трудно разобраться. Так и читать дальше, это нормально, или надо где-то найти перевод? Спасибо за то важное дело, что Вы делаете, Бог Вас не оставит!
 Ольга
 
Есть русский перевод Псалтири. Есть толковая Псалтирь, где дается объяснение, толкование псалмов. Но я рекомендую все-таки прийти в храм и пообщаться со священником. Не бойтесь спрашивать о непонятных местах. Богу мы должны молиться разумно. А читать Псалтирь можно и самостоятельно, не обязательно сразу записываться в "двадцатку".